РП ВД Занимательная математика 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского муниципального округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Занимательная математика
класс: 4 а, 4 б классы
учебный год: 2025-2026
руководитель: Котова Анастасия Владимировна (4 а)
Котова Екатерина Викторовна (4 б)

пгт. Малышева 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации
ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее –
программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под
редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под
ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать
познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной
деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание,
воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов
деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение,
моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в
том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и
синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые
логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить
несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят
занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к
мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель
курса
внеурочной
деятельности
«Занимательная
математика»:
общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у
обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

1) Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения,
универсальные учебные умения и навыки; - формировать у обучающих общую способность
искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения
требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими
явлениями;
2) Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ,
сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные
знания в новых условиях;
- развивать математическую речь; 3) Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность,
трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление,
устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная
математика» реализуется в
общеобразовательном
учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в
программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические
факты, способные дать простор воображению.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

• Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера.
• Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
• Воспитание чувства справедливости, ответственности.
• Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:

• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры.
• Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу.
• Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
• Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
• Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
• Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
• Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
• Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
• Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
• Воспроизводить способ решения задачи
• Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
• Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
• Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

• Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
• Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.

• Конструировать несложные задачи.
• Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
• Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
• Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
• Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
• Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
• Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
• Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии
с заданным контуром конструкции.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
• Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
• Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
• Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
• Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

• Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
• Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
• Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками
и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема
Упражнения с многозначными числами
Числа-великаны и числа малютки
Числовые ребусы
Загадки-смекалки
Задачи, решаемые с помощью графов
Действия с римскими цифрами
Математические ребусы
Геометрия в пространстве
Кривые и плоские поверхности
Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом
Решение комбинаторных задач
Решение математических задач с помощью рассуждений
Геометрические задачи на разрезание
Решение комбинаторных задач
Конкурс знатоков
Секреты задач
Равносоставленные фигуры
Равносоставленные фигуры. Танаграм
Решение комбинаторных задач
Интеллектуальная разминка
Олимпиада
Решение комбинаторных задач
Интеллектуальный марафон
Задачи, связанные со временем
Решение комбинаторных задач
Арифметические задачи, требующие особого решения
Разные задачи
Решение комбинаторных задач
Интересные факты в числах
Решение олимпиадных задач
Задачи по упорядочиванию множеств
Математическая викторина
Решение комбинаторных задач
Занимательный час

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».