Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского муниципального округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Текст и слово
класс: 7 а класс
учебный год: 2025-2026
руководитель: Асташова Юлиана Юрьевна
пгт Малышева 2025
Пояснительная записка.
Курс внеурочной деятельности «Текст и слово» рассчитан на обучающихся 7 класса.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственных
стандартов основного общего образования по русскому языку.
Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку. Он позволит
расширить и систематизировать теоретические сведения, полученные учащимися,
восполнить пробелы в знаниях. Программа курса в большой степени имеет практическую
направленность. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию
речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного
текста, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его
проявлениях. Это поможет учащимся самостоятельно постигать смысл, выраженный в
тексте средствами языка, а также правильно употреблять собственные высказывания.
Неотъемлемой
частью
программы
являются
занятия,
направленные
на
формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной
речи. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта
человечества помогут развитию личности школьника.
Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики;
формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств
художественной изобразительности.
Таким
образом,
данный
курс
способствует
формированию
умений
учащихся
самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный
смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы
словесного выражения содержания.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной
форм работы.
Методы и приемы: лекция, беседа, сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание; сжатие исходного текста; редактирование текста;
составление текста по образцу; восстановление частей текста; составление устных и
письменных высказываний на лингвистическую тему; анализ текста художественного и
публицистического стилей.
Для реализации этих задач необходимо ознакомиться с выразительными возможностями
языка как материала словесности; художественностью произведения и теми средствами
языка, через которые она достигается в искусстве слова; языковыми средствами
изображения жизни и выражения авторской позиции в различных родах (эпических,
лирических, драматических) произведениях словесности; продолжить формирование
грамотной речи учащихся; научиться применять полученные знания при написании
сочинений, сказок, рассказов, сценок, эссе.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1)владение
всеми
видами
речевой
деятельности:
Аудирование и чтение: понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
владение
ознакомительным,
разными
изучающим)
видами
текстов
чтения
(поисковым,
разных
стилей
просмотровым,
и
жанров;
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования; способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче
информации,
полученной
в
результате
чтения
или
аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических
особенностей
и
использованных
языковых
средств;
Говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты
и
адекватно
формулировать
их
в
устной
и
письменной
форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости
(план,
пересказ,
конспект,
аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом
замысла,
адресата
и
ситуации
общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей
действительности,
к
прочитанному,
услышанному,
увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно
использовать
жесты,
мимику
в
процессе
речевого
общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые
ошибки,
недочеты,
исправлять
их;
совершенствовать
и
редактировать
собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием
различных
средств
аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной
литературы;
функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки
и
особенности
употребления
в
речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,
основными
лексическими,
нормами
русского
грамматическими,
литературного
орфографическими,
языка
(орфоэпическими,
пунктуационными),
нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы (34 час.)
1. Язык и речь (2 ч.)
Язык и речь.
Русский язык среди других языков мира. Изобразительные
возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (2 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов.
Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их
роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (3ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль.
Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы
связи. Цепная и параллельная связь. Интонация. Логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи. Типы речи ( 10 ч.)
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный
стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по
тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном
тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинениерассуждение
по
Изобразительно-выразительные
лексические,
художественному
средства
морфологические,
языка
в
синтаксические,
тексту.
тексте:
фонетические,
стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинениерассуждение на лингвистическую тему.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (17 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ
поэтического и прозаического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексикосемантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом
текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.
Тематическое планирование курса
№ Тема
п/п
Кол-во
часов
Основное содержание
Планируемые результаты в
соответствии с ФГОС
Знать, что такое речь, отличие
устного общения от письменного;
познавательные; извлекать
информацию из различных
источников, регулятивные:
работать по плану, сверяя свои
действия с целью;
коммуникативные: уметь
задавать вопросы необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром; личностные:
осознание себя носителем языка
как части культуры
Знать о метафоре и метонимии
как виде переноса,
контекстуальных синонимах,
антонимах, уметь находить и
употреблять их в тексте;
познавательные: строить
рассуждения; регулятивные:
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с критериями;
коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной и
письменной форме с учётом
речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля,
жанра; личностные: интерес к
изучению языка
Знать о предложении как
основной единице языка;
познавательные: извлекать
информацию, представленную в
разных формах;
регулятивные: самостоятельно
составлять план решения учебной
проблемы; коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою
точку зрения; личностные:
осознание ответственности за
произнесённое и написанное
слово.
1
Язык и речь.
Выразительные
возможности
русского языка.
Монолог. Диалог.
Полилог.
2
Понятие языка и речи.
Писатели и поэты о
выразительности и
богатстве русского языка.
Виды общения и виды
письма. Монолог.
Диалог. Полилог.
2
Слово как
универсальная
единица языка.
Слово в контексте.
2
Слово. Прямое и
переносное значение
слова. Слово в контексте.
Контекстуальные
синонимы, антонимы.
3
Предложение как
единица языка.
2
Слова-предложения и их
роль в тексте.
Однородные члены как
средство
выразительности.
Нарушение границ
предложения.
4
Текст. Микротема.
Абзац. Контекст.
Подтекст
2
Текст. Признаки теста.
текста. Темы широкие и
узкие. План текста.
Микротема. Абзац.
Знать основные понятия,
различать широкие и узкие темы,
определять микротему абзаца;
познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
регулятивные: самостоятельно
анализировать условия и пути
достижения цели;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
5
Средства связи
предложений в
тексте. Основная
мысль текста.
2
Местоимения.
Лексические повторы.
Синонимы. Смысловые
средства связи.
Служебные части речи как
средства связи
предложений в тексте.
6
Текст как целостное 2
композиционное
единство.
Работа над анализом
текста (отрывок из
произведения А.И.
Куприна «Белый
Пудель»).
7
Стили речи.
Разговорный,
официально-деловой,
Знать средства связи
предложений в тексте и уметь
находить и определять их;
познавательные: излагать
содержание прочитанного
(прослушанного) текста;
регулятивные: работать по
плану, сверяя свои действия с
целью, прогнозировать,
корректировать свою
деятельность;
коммуникативные: оценивать и
редактировать устное и
письменное речевое
высказывание; личностные:
умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться
к совершенствованию
собственной речи.
Уметь анализировать текст,
аргументировать свою точку
зрения; познавательные:
пользоваться словарями,
справочниками; регулятивные:
работать по плану, сверяя свои
действия с целью,
прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения личностные: умение
чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться
к совершенствованию
собственной речи
Знать стили речи и их основные
признаки.
1
8
Публицистический
стиль.
2
9
Сочинениерецензия по тексту
публицистического
стиля.
2
10
Художественный
стиль речи и его
структура
2
публицистический,
Уметь определять стиль речи и
научный, художественный доказывать свою точку зрения;
стили и их особенности.
познавательные: пользоваться
разными видами чтения текста;
регулятивные: самостоятельно
формулировать проблему,
включая постановку новых целей;
коммуникативные: уметь
осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
личностные: умение чувствовать
красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию
собственной речи
Публицистический стиль. Уметь анализировать текст
Его структура. Анализ
публицистического стиля;
текста публицистического познавательные: пользоваться
стиля.
разными видами чтения текста;
регулятивные: самостоятельно
формулировать проблему,
включая постановку новых целей;
коммуникативные: оценивать и
редактировать устное и
письменное речевое
высказывание; личностные:
умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться
к совершенствованию
собственной речи.
Структура сочиненияУмение составлять собственное
рецензии по тексту
развернутое рассуждение на одну
публицистического стиля. из заданных тем;
познавательные: строить
рассуждения регулятивные: в
диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять
степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с
этими критериями;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Художественный стиль.
Знать об особенностях
Характеристика
построения текста
художественного стиля.
художественного стиля, основные
Основная мысль в
признаки стиля; познавательные:
художественном тексте.
излагать содержание
прочитанного (прослушанного)
текста сжато;
11
Изобразительновыразительные
средства языка и их
роль в
художественном
тексте.
3
Изобразительновыразительные средства
языка в тексте:
фонетические,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
стилистические.
12
Научный стиль
речи.
2
Научный стиль речи и его
структура. Термины в
научном стиле речи.
Составление
высказывания на
лингвистическую тему.
13
Основные виды
работы с текстом.
2
Тезисирование и
конспектирование текста.
Редактирование текста.
регулятивные: работать по
плану, сверяя свои действия с
целью, прогнозировать,
корректировать свою
деятельность;
коммуникативные: оценивать и
редактировать устное и
письменное речевое
высказывание; личностные:
умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться
к совершенствованию
собственной речи.
Знать изобразительновыразительные средства языка,
уметь находить их в
художественном тексте;
познавательные: строить
рассуждения; регулятивные: в
диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять
степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с
этими критериями;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Знать об особенностях
построения текста научного стиля,
основные признаки стиля. Уметь
составлять высказывание на
лингвистическую тему;
познавательные: строить
рассуждения; регулятивные: в
диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять
степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с
этими критериями;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово
Уметь выполнять основные виды
работы с текстом;
познавательные: строить
рассуждения; регулятивные: в
диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять
14
Виды анализа
текста.
2
Лексико-семантический,
лингвистический,
сопоставительный анализ
текста. Схема анализа.
15
Комплексный
анализ
поэтического
текста.
3
Анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева (по выбору)
16
Комплексный
анализ
прозаического
текста
3
Анализ рассказа
А.Платонова (по выбору).
степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с
этими критериями;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Знать схему анализа текста, пути
анализа произведения;
познавательные: осуществлять
анализ и синтез;
регулятивные: самостоятельно
анализировать условия и пути
достижения цели;
коммуникативные: задавать
вопросы; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Уметь анализировать текст;
познавательные: пользоваться
разными видами чтения текста;
регулятивные: самостоятельно
формулировать проблему (тему) и
цели урока; способность к
целеполаганию, включая
постановку новых целей;
коммуникативные: уметь
осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
личностные: умение чувствовать
красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию
собственной речи.
Уметь анализировать текст;
познавательные: извлекать
информацию, представленную в
разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация,
таблица, схема);
регулятивные: самостоятельно
формулировать проблему (тему) и
цели урока; способность к
целеполаганию, включая
постановку новых целей;
коммуникативные: высказывать
и обосновывать свою точку
зрения; личностные: осознание
ответственности за произнесённое
и написанное слово.
Учебно- методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Антонова, Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для
развития речи учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. – М.: 2001.
2. Беляеева, О.В., Даценко, О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку:
7 класс [Текст] / О. В. Беляева, О. А. Даценко. – М.: ВАКО, 2011.
3. Козлова, Р.П. Чеснокова, Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы [Текст] / Р. П.
Козлова. Н. В. Чеснокова. – М.: ВАКО, 2007.
4. Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.– М.: 2004.
5. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 7 класса (пособие для
средней школы) [Текст] / Т. В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2007.
6. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Шанский, Н.М.. Программы для
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы [Текст] / М. Т. Баранов. Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
Литература для учащихся
1. Антонова, Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9
классов [Текст] / Е. С. Антонова. – М.: 2009.
2. Добротина, И.Г. Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7 – 9 классы [Текст] / И. Г.
Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2011.
3. Павлова, Т. И., Раниева, Н. А., Василенко, Н. Н. Практика успешного написания
сочинения-рассуждения. 5 – 7 классы [Текст] / Т. И.Павлова, Н. А. Раниева, Н. Н.
Василенко. – Ростов-на Дону: Легион, 2015.
Словари
1. Горбачевич, К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке [Текст]
/ К. С. Горбачевич. – М.: 2004.
2. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского языка [Текст] / К. С. Горбачевич . – СПб.:
2001.