Рабочая программа курса внеурочной деятельности Спортивные игры 5-7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Спортивные игры
класс: 5-7 классы
учебный год: 2024-2025
руководитель:

Шерстобитов А.С.

пгт Малышева 2024

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Спортивные игры» в 5-7 классах подготовлена в соответствии с
требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания.
Содержание программы «Спортивные игры» полностью соответствует целям и
задачам образовательной программы основного общего образования МОКУ Фабричная
ООШ пгт. Лальск Лузского муниципального округа Кировской область. Создание единой
системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебновоспитательной деятельности образовательной организации. Программа «Спортивные
игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических
способностей. Курс введѐн в часть учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна. Федеральный государственный образовательный стандарт требует
развития не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных
результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой
деятельности, позволяющей реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
1.1. Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений
Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от
урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений
Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
спортивно - оздоровительное направление. Программа внеурочной деятельности
«Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной
работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр
и входит в каждое занятие курса. Программа разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры»
содержит:
пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий;
планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности; - способы проверки результатов;
материально-техническое обеспечение;
тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и
содержания программы по годам обучения;

1.

В программе
воспитанников:

отражены

основные

принципы

спортивной

подготовки

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания
соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:
физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической
подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и
медицинского контроля.
Принцип
преемственности
определяет
последовательность
изложения
программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах.
Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объѐмов тренировочных
и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико- тактической и
интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного
материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных
средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
1.2. Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального
благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные
игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся,
воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов сорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными
играми;
- обучение техники и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; - воспитание
моральных и волевых качеств.
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Данная
программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5-7 классах, всего 34 часа в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все
занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут. Реализация
данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой
нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов
обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.

Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов
подготовки игрока: техники, тактики или
общефизической подготовке.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных
сочетаниях: техническая и физическая
подготовка; техническая и тактическая
подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре
по упрощенным правилам, с соблюдением
основных правил.

Контрольные занятия

Приѐм нормативов у занимающихся,
выполнение
контрольных
упражнений
(двигательных заданий) с целью получения
данных об уровне технико-тактической и
физической
подготовленности
занимающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых
национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного
знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее
УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирования культуры здоровья – отношение к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни
как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии
с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению
здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение
2.Смыслообразование

1.Соотнесение
известного и
неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к
волевому усилию

1. Формулирование

1.Строить
продуктивное
взаимодействие
между сверстниками
и педагогами
2.Постановка
вопросов
3.Разрешение
конфликтов

цели
2. Выделение
необходимой
информации
3. Структурирование
4.Выбор
эффективных
способов решения
учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификация
9.Действия
постановки и
решения проблемы

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдѐт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдѐт увеличение
численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей
выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся,
выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении
каждого года), результаты участия в соревнованиях. Программа предполагает
безотметочное посещение занятий учащимися.
Способы проверки результатов
- диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей
детей (ежегодно);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня
сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- анкетирование;
- участие в соревнованиях;
- сохранность контингента;

- анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого года по
результатам в соревнованиях разного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с
предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта
на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10
метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места
и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на
дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1
кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор.
Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Баскетбол 1. Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его
значения для роста и развития. Что общего в спортивных играх и каике между ними
различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от
груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведения мяча правой и левой рукой с
изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с
места, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка
мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол 1. Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и
его основные приѐмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни.
Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приѐм мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху
двумя руками вперѐд – верх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча
водящему»,
«Круговая лапта».
Футбол
1. Основа знаний. Различие между футболом м мини-футболом (фут залом).
Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма зимой
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8
метров) мишень и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров)
мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры:
«Передал- садись», «Передай мяч головой».

Тематическое планирование
№

Тема раздела

I

Баскетбол

1

Техническая

2

3

Кол-во часов
5-7 класс
12

2.1. Имитационные упражнения без мяча

1

2.2. Ловля и передача мяча

2

2.3. Ведение мяча

1

2.4. Броски мяча

1

Тактическая
3.1. Действия игрока в защите

1

3.2. Действия игрока в нападении

1

Физическая
4.1. Общая подготовка
4.2. Специальная

1

4

Участие в соревнованиях, олимпиадах

3

5

Тестирование

1

II

Волейбол

12

1

Перемещения, передачи

3

2

Подача мяча

1

3

Прием мяча

2

4

Действия в нападении

3

5

П\игры, соревнования, судейство

3

III

Футбол

11

1

Стойки, перемещения

2

Остановка, ведение мяча

3

3

Удары по мячу, финты

2

4

Передачи

5

Подвижные игры

2

6

Игры в футбол, судейство

3

7

Тактика
ИТОГО

34

№
п/п
1
2
3
4

5

Тема занятия

Стойки баскетболиста
Перемещения
баскетболиста
Остановка «прыжком»

05.09 Комбинированные занятия Основы знаний. ПТБ. Стойки игрока.
12.09 Однонаправленное занятие Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
19.09 Однонаправленное занятие Остановка «прыжком». Повороты без мяча и с мячом.

Остановка «В два шага» 26.09 Однонаправленное занятие Остановка «В два шага». Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из
основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение)
Передачи мяча
03.10 Однонаправленное занятие Передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)

6

Ловля мяча

7

Ведение мяча

8

Броски в кольцо.

Тактические действия.
Игра в защите
10 Игра в нападении
9

Дат
план

Календарно – тематическое планирование
Формы
Виды деятельности
организации
Баскетбол (технические действия) – 12 часов

10.10 Однонаправленное занятие Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на
месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате,
круге)
17.10 Комбинированные занятия Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по
прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без
сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не
ведущей рукой.
24.10 Однонаправленное занятие Броски одной рукой и двумя руками с места и в движении (после ведения,
после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до
корзины 4м 80 см .
07.11 Комбинированные занятия Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
14.11 Комбинированные занятия Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения
позиций игроков. Нападение быстрым прорывом(2:1). Взаимодействие двух
игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок.

11 Тестирование
12 Игры. Участие в
соревнованиях
1-2 Индивидуальные
тактические действия в
нападении
3 Индивидуальные
тактические действия в
защите
4-6 Закрепление техники
передачи
7

Верхняя прямая подача

8-9 Закрепление техники
приема мяча с подачи.
10- Подвижные игры и
12 эстафеты.
Игра по правилам.

21.11 Контрольное занятие

Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня
сформированности технических умений и навыков.
28.11 Целостно-игровые занятия Игра по упрощенным правилам минибаскетбола. Игры и игровые
задания 2:1,3:1,3:2,3:3. Игры в школьных соревнованиях.
Волейбол – 12 часов
05.12 Комбинированные занятия Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнѐром.
12.12
Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на
площадке.
19.12 Комбинированные занятия Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиций игрока на
площадке. Приѐм мяча, отраженного сеткой. Одиночное блокирование и
страховка.
26.12 Комбинированные занятия Передача мяча в двойках, тройках, через сетку, в заднюю часть
16.01
площадки. Комбинации из освоенных элементов.
23.01
30.01 Однонаправленные
Верхняя прямая подача.Прием мяча. Прием подачи.
занятия
06.02 Комбинированные занятия Приѐм мяча с подачи. Комбинации из освоенных элементов: приѐм,
13.02
передача, блокирование.
20.02 Целостно-игровые занятия Подвижные игры и эстафеты. Приложение №1. Игры и игровые задания
по упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на площадке.
27.02
Игра по правилам.
05.03
Футбол – 10 часов

1-3 Ведение мяча между
предметами и с
обводкой предметов

12.03 Однонаправленные
26.03 занятия
02.04

4-5 Удар по мячу

09.04
16.04

6-8 Игра по упрощенным
правилам

23.04
30.04

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости
ведения, без сопротивления защитника, с пассивны и активным
сопротивлением защитника, ведущей и не ведущей ногой. Ложные
движения.
Однонаправленные
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость)
занятия
попадание мячом в цель. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до
7-8 метров) мишень в вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6
метров) мишень.
Целостно-игровые занятия Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по
правилам.

9- Подвижные игры и
10 эстафеты

07.05
14.05 Целостно-игровые занятия Подвижные игры: «Передал – садись», « Передай мяч головой».
21.05
Приложение №1.
Физическая подготовка в процессе занятий
Итого – 34 часа

Приложение 1
Игры на закрепление и совершенствование технических приѐмов и
тактических действий
Игры с перемещениями игроков
1. «Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией,
спиной к финишу. Интервал между ними 4-5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперѐд
(до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечѐт линию
финиша.
2. «Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией
площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по
гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата,
выполняют кувырок вперѐд и продолжают бег до противоположной лицевой линии.
Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперѐд, выполняют на мате
кувырок назад и продолжают бег спиной вперѐд до линии старта-финиша. Победитель
приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает
команда, набравшая наибольшее количество очков.
3. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков».
Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три
кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых
линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете
принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на
противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды,
добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки),
берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие
выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого
кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад
и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же
задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает команда, последний
участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры)
положение.
Игры с передачами мяча
1. Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене
какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.
2. «Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом
игроков. Время игры (обычно 1-1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть
две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по
очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведѐнной им части
площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся
разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один
человек, который контролирует игру командысоперницы. По сигналу все играющие
начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший
его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала
об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2-3 раза.
3. «Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки
обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в
круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в
противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко.
Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.
4. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг
от друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную
произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на

скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно
проводить по командам, сформировав их из определѐнного количества пар.
5. «Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за
лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении,
перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая
допустила меньше потерь мяча.
6. «Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом
игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды
располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг,
выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера
и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определѐнное время.
7. «Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые
становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По
команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют
передачу снизу двумя руками партнѐру во встречную колонну. Тот ловит мяч и
аналогичным образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки,
выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда,
которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем
без ошибок.
8. «Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды
рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с
мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой,
после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был
назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над
собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведѐнное время.
Варианты:
1. Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру
круга; сидя на полу и др.
2. Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих
ногах, в приседе и т. п.
3. Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне
площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки
рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был
назван, устремляется к мячу. Берѐт его в руки, выполняет передачу партнѐру, стоящему во
главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил
две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные
игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
9. Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две - три команды с равным
количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7-8 м По сигналу
первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец
встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперѐд, принимают
отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном
направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй
также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра
проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
10. Эстафета «Передал – садись». Две колонны на расстоянии 3-4 м одна отдругой,
расстояние между игрока ми – длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на
расстоянии 5-6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд.
По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч
обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий
игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаѐт капитану

мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаѐт. Побеждает команда,
закончившая передачи раньше других.
11. Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на
расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По
сигналу они выполняют верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющие
возвращают мяч двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны.
Капитаны передают мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок,
которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает
команда, закончившая эстафету первой.
12. Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые
построены в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с
мячами в руках.
По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю
передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение,
возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и
т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч
поднимает игрок, которому он был адресован.
13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится на две
стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн
выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают мяч
нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей
передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч
поднимает тот волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чѐтное
количество раз. Усложнѐнный вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.
14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга.
По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками
партнѐрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в
конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет
то же задание и т. д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своѐ
место.
Вариант. По сигналу первый передаѐт мяч верхней передачей за голову второму и
поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в
колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается крутом и передаѐт мяч за
голову предпоследнему в обратном направлении и т. д. Выигрывает команда, в которой
игрок, начавший упражнение, получит мяч первым.
15. «Приѐм и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному
выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя
перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до
сетки, бросают в неѐ мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей
колонне,игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют
вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко.
Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
16. «Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8-10 человек, каждаягруппа
играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки. Игроки
располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу.
Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы
игроков вперѐд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя
руками снизу. Кому это не удаѐтся, тот становится подающим, и игра возобновляется.
17. «Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды по
6 человек, одна из которых является подающей, другая – принимающей подачу. Обе
команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По
сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит

вокруг площадки и возвращается назад на своѐ место. Игроки противоположной команды
принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше
точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернѐтся
на своѐ место, передачи мяча прекращаются и мяч передаѐтся очередному игроку для
выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не
выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую
передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно
адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку.
Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.
Игры с передачами мяча через сетку
1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2-3 команды. Каждая команда, в свою
очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своѐм игровом участке
волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями
нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через
сетку партнѐрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в
передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.
2. Эстафета «Мяч над сеткой». 2-3 команды становятся в две встречные колонны,
которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения.
Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя
руками через сетку своим партнѐрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч
адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку
противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч
не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает
команда, закончившая эстафету первой. Вариант. После передачи мяча игрокперемещается
в конец противоположной колонны. Игры с подачами мяча
3. «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на
боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю
(верхнюю) прямую подачу на своего партнѐра, который принимает мяч и выполняет
передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки
меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.
4. «Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях
волейбольной площадки.
Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в
квадраты (гимнастические маты, расположение на волейбольной площадке) с цифрами от
1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку
начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи
при совершении ошибки не разрешаются.
5. «Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда произвольно
располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй команды встают
вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а еѐ направляющий получает
волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу
мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить
передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки
второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда,
набравшая больше очков.
Правила игры.
1. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается
и команда соперников получает очко.
2. При неудачной подаче противоборствующая команда тоже получает очко.
3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде
присуждается очко.

4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде
не засчитывается.
5. После приѐма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй
команде.
6. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.
Игры с атакующим ударом
1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды
поочерѐдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой
команды стремятся защитить своѐ поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники
не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли – 1 очко;
если приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды
меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9
квадратов 3х3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых
линиях зоны.
Игроки поочерѐдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны.Команде
начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры
в квадратах меняют.
Игры с блокированием атакующих ударов
1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на
противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой
линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок
Е зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание еѐ рукой. Затем
имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение
имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету
следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д. Выигрывает команда,
закончившая эстафету первой.
2. «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда
нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4;
блокирующие – по одному в зонах 2, 3, 4, их задача — организация группового
блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший
нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести
нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим игрокам своих команд и
игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их
нападающим.
Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получает
2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она
получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды,
засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или
касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих ударов
команды меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Контрольно - измерительные материалы
по внеурочной деятельности учащихся по физической культуре
Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Мальчики
№
п/п

Физические
способности

1 Скоростные

2 Координационные

3 Скоростно-силовые

4 Гибкость

5 Силовые

Контрольное
упражнение
(тест)
Бег 30 м

Возраст
низкий

средний

высокий

6,1 – 5,5

12
13
14
15
11

6,3
и выше
6,0
5,9
5,8
5,5
9,7
и выше
9,3
9,3
9,0
8,6
140
и ниже
145
150
160
175
2
и ниже
2
2
3
4
1

12
13
14
15

1
1
2
3

5,0
и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
8,5
и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
195
и выше
200
205
210
220
10
ивыше
10
9
11
12
6
и выше
7
8
9
10

11

Челночный бег 3х10 м

12
13
14
15
11

Прыжок в длину с места

12
13
14
15
11

Наклон вперед из положения
сидя

Подтягивание на высокой
перекладине из виса

Уровень

12
13
14
15
11

5,8 – 5,4
5,6 – 5,2
5,5 – 5,1
5,3 – 4,9
9,3 – 8,8
9,0 – 8,6
9,0 – 8,6
8,7 – 8,3
8,4 – 8,0
160 - 180
165 – 180
170 – 190
180 – 195
190 – 205
6–8
6–8
5–7
7–9
8 – 10
4–5
4–6
5–6
6–7
7–8

Приложение 2
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Девочки
№
п/п
1

Физические
способности
Скоростные

Контрольное упражнение
(тест)
Бег 30 м

Возраст
11
12
13

2

3

4

5

Координационные

Скоростно-силовые

Гибкость

Силовые

Челночный бег 3х10 м

Прыжок в длину с места

Наклон вперед из положения
сидя

Подтягивание: на низкой
перекладине из виса лежа

14
15
11

Уровень
низкий
6,4
и выше
6,3
6,2

средний высокий
6,3 – 5,7
5,1
и ниже
6,2 – 5,5
5,0
6,0 – 5,4
5,0

6,1
5,9 – 5,4
6,0
5,8- 5,3
10,1 9,7 – 9,3
и выше

4,9
4,9
8,9
и ниже

12
13
14
15

10,0
10,0
9,9
9,7

9,6 – 9,1
9,5 – 9,0
9,4 – 9,0
9,3 – 8,8

8,8
8,7
8,6
8,5

11

130
и ниже
135
140
145
155
4
и ниже
5
6
7
7
4
и ниже

150 – 175

185
и выше
190
200
200
205
15
и выше
16
18
20
20
19
и выше

4
5
5
5

11 – 15
12 – 15
13 – 15
12 - 13

12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15

155 – 175
160 – 180
160 – 180
165 – 185
8 – 10
9 – 11
10 – 12
12 – 14
12 – 14
10 – 14

20
19
17
16

Техника передвижений, остановок и стоек баскетболиста
Описание задания:
Испытуемый стоит в основной стойке перед линией старта. По сигналу учителя
выполняет рывок вперѐд на расстояние 9 метров (удобнее всего использовать волейбольную
разметку от лицевой до центральной линии) и выполняет остановку прыжком на две ноги,
принимая стойку баскетболиста. После остановки прыжком в стойку баскетболиста обе
ноги должны находится за центральной линией. Следует зафиксировать сбалансированное
положение тела на 1 секунду. Затем, возвращаясь назад, с ускорением спиной вперѐд
испытуемый должен двумя ногами переступить за линию старта (лицевую волейбольную
линию). Далее опять бежит с ускорением лицом вперѐд и на центральной линии выполняет
остановку двумя шагами (левой, правой) с фиксацией сбалансированного положения тела
на 2 секунды. При остановке двумя шагами впереди стоящая нога должна стоять за
центральной линией. Обратно возвращается в защитной стойке левым боком. После того,
как левая и правая нога переступили за стартовую линию, опять выполняет ускорение
лицом вперѐд, выполняет остановку двумя шагами (правой, левой) и возвращается обратно
в защитной стойке правым боком. Секундомер выключается когда обе ноги пересекут
линию старта
Методические указания:
Бег. Бег баскетболиста отличается от легкоатлетического тем, что соприкосновение
ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги
на полную ступню. Для выполнения рывка первые четыре-пять шагов делаются короткими
и резкими (ударными) с постановкой ноги с носка.
Бег спиной вперѐд. Сложный в координационном отношении вид бега. Основная
трудность заключается в сохранении равновесия во время бега и развитие высокой
скорости. Во время передвижения следует слегка наклонять туловище в обратном
направлении бега и поднимать пятки вверх вперѐд, это даѐт возможность не упасть вперѐд.
Существенные ошибки: во время бега корпус наклоняется в сторону движения; руки
опущены вдоль тела.
Мелкие ошибки: незначительная потеря равновесия; недостаточно активная работа
рук.
Стойка баскетболиста. Для перемещений по площадке баскетболист использует
ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. Исходное положение, удобное для наиболее
быстрого выполнения любых перемещений в нападении и защите, называется стойкой
баскетболиста. Ноги расположены на ширине плеч, тяжесть тела распределяется
равномерно на обе ноги, на переднюю часть стоп, колени полусогнуты, туловище слегка
наклонено вперѐд, спина прямая, голова приподнята, руки согнуты в локтях и слегка
разведены в сторону.
Существенные ошибки: ноги недостаточно согнуты в коленях; вес тела
распределяется на всю стопу, а не ближе к носкам; стопы ног не параллельны; туловище
чрезмерно наклонено вперѐд, голова и руки опущены.
Мелкие ошибки: спина слегка согнута в грудном отделе; небольшой наклон головы
вперѐд; незначительная потеря равновесия.
Остановка двумя шагами.
Важный элемент с точки зрения освоения двушажного ритма. Следует очень
тщательно относиться к последовательности решения частных задач при обучении
остановке. Техника: после быстрого бега первый шаг делается широким. Постановка ноги
осуществляется перекатом с пятки на ступню, развѐрнутую несколько наружу, с
последующим приседом и переносом тяжести тела на опорную ногу. Второй шаг короткий,
стопорящий, туловище развѐрнуто в сторону сзади стоящей ноги, фиксируется остановка.
Существенные ошибки: несбалансированное положение тела после остановки;
отсутствие двушажного ритма; вес тела перемещѐн на впереди стоящую ногу; сзади
стоящая нога отрывается от пола во время остановки или скользит по полу вперѐд.

Мелкие ошибки: незначительный перенос веса тела на впереди стоящую ногу,
незначительная потеря равновесия.
Остановка прыжком. В беге выполняется невысокий стелющийся прыжок по ходу
движения. Оттолкнувшись, туловище подаѐтся немного назад и приземление
осуществляется на две ноги одновременно. Эффект остановки определяется наличием
достаточно длинного первого шага или прыжка, правильной постановки стоп, сильным
сгибанием ног и правильным распределением веса тела.
Существенные ошибки: несбалансированное положение тела после остановки;
остановка выполнена не одновременно на две ноги; неправильное положение тела в стойке
баскетболиста.
Мелкие ошибки: наклон вперѐд или отклонение назад при правильной работе ног;
незначительная потеря равновесия.
Перемещения приставными шагами в защитной стойке. Данный вид перемещений
позволяет в любой момент включиться в борьбу за мяч. При движении вес тела плавно
переносят с одной ноги на другую, стопы почти не отрывают от площадки, как бы скользя
по ней. Ноги в коленях постоянно согнуты, туловище, руки и голова сохраняют положение
стойки баскетболиста.
Существенные ошибки: скрещивание ног во время передвижений; недостаточное
сгибание ног в коленях (передвижение на прямых ногах); чрезмерный наклон туловища
вперѐд; ноги высоко отрываются от площадки (передвижение прыжками); неумение быстро
изменять направление; потеря равновесия.
Мелкие ошибки: нет чѐткой согласованности в работе рук и ног в зависимости от
направления движения; незначительная потеря равновесия.
Челночный бег с ведением мяча 6x6 метров
Описание задания:
Испытуемый стоит в основной стойке перед линией старта с мячом в руках. По
сигналу учителя выполняет рывок вперѐд с ведением мяча правой рукой на расстояние 6
метров. Добежав до линии нужно заступить за неѐ левой ногой и выполнить разворот
вправо. После этого с ведением мяча левой рукой нужно проделать тоже самое в обратную
сторону. Добежав до линии, следует правой ногой заступить за линию, поворот выполняется
влево. Таким образом следует пробежать 6 отрезков по 6 метров, 3 раза с ведением мяча
правой рукой и 3 раза с ведением мяча левой рукой. Секундомер выключается после того
как испытуемый пересѐк линию старта.
Методические указания:
Скоростное ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой по прямой шагом и бегом осуществляется
последовательными мягкими толчками мяча ведущей рукой вниз-вперѐд, несколько в
стороне от ступней ног. Сопровождение мяча осуществляется почти до самого пола, а затем
отскочивший мяч встречается пальцами кисти и возвращается в И.П. Ноги, согнутые в
коленях, ставятся с пятки , туловище слегка подаѐтся вперѐд. Характерным является
синхронность чередования шагов и движений руки, контактирующей с мячом. Один удар
мяча в пол делается примерно на два шага (при ведении правой рукой под шаг левой ноги).
Следует учитывать, что, чем дольше контакт кисти с мячом во время ведения,тем надѐжнее
он контролируется.
Существенные ошибки: рука неправильно накладывается на мяч; «шлѐпание» по
мячу напряжѐнной рукой; мяч не сопровождается рукой до пола; мяч ударяется перед
игроком, а не сбоку; не переносится центр тяжести в сторону предстоящего движения;
потеря контроля над мячом; недостаточно согнуты ноги; бег на носках; неумение
чередовать работу правой и левой руки при изменении направления движения; длительная
задержка мяча в момент перевода на другую руку при смене направления движения; мяч
ловится в руки или ведѐтся двумя руками.
Мелкие ошибки: недостаточно акцентированный перенос центра тяжести тела в
сторону предстоящего движения с мячом; задержка мяча в момент перевода на другую

руку при смене направления движения; недостаточно чѐткое чередование работы рук в
зависимости от направления ведения.
Бросок мяча в корзину одной рукой с места
Описание задания:
5-6 класс
Испытуемый стоит на боковой линии трѐхсекундной зоны под углом 45 градусов по
отношению к щиту. Выполняет два броска в кольцо с отражением от щита, переходит на
противоположную сторону трѐхсекундной зоны и выполняет ещѐ два броска с отражением
от щита, затем выполняет два прямолинейных по отношению к щиту броска с отражением
от щита с расстояния 2 метра. В общей сложности следует выполнить два броска слева, два
справа и два по прямой.
Высокий уровень - 4 попадания
Средний уровень - 3 попадания
Низкий уровень - 2 попадания
7-9 класс
Выполнение 5 штрафных бросков с расстояния 7 класс 3 метра, 8 класс 3,5 метра, 9
класс с линии штрафного броска. Броски выполняются произвольно, как с отскоком, так и
без отскока от щита.
Высокий уровень - 3 попадания
Средний уровень - 2 попадания
Низкий уровень - 1 попадание
За все попытки, выполненные технически правильно, без существенных ошибок, к
оценке добавляется один балл.
Методические указания:
Броски с отскоком от щита выполняются преимущественно с близкой дистанции.
Броски целесообразно выполнять с позиции под углом 45 градусов из под кольца с правой
стороны правшам и с обратной левшам как наиболее простой из возможных. Целью
является ближний верхний угол прямоугольника, изображенного на щите. Траектория
броска с минимальной дугой, практически прямолинейная. Забросить мяч в корзину
возможно и при попадании в другую точку, изменяя силу броска, придавая вращение, но
целью должен быть именно верхний угол прямоугольника. Не следует забывать
тренировать технику броска с противоположной позиции.
Следующим этапом в освоении бросковой техники с места является прямолинейный
по отношению к щиту бросок. Для занятия правильной позиции необходимо подойти на
пару шагов прямо от штрафной линии в направлении кольца. Не стоит заходить слишком
близко под кольцо, так как в этом случае траектория полета мяча будет иметь очень
большую дугу, что увеличивает сложность попадания в цель. Целью в данном случае
является середина верхней стороны прямоугольника. Если мяч при отскоке бьется в
переднюю дугу кольца и при этом не попадает, следует уменьшить силу броска.
Существенные ошибки: неправильное исходное положение ног, руки с мячом и тела
перед броском; бросок выполняется резко, без плавного последовательного разгибания ног,
руки и направляющего движения кистью; отсутствие фиксации конечного положения руки
(после броска рука сразу опускается вниз); в завершающей фазе броска мяч сходит с ладони
(мяч толкается), а не с кончиков пальцев.
Мелкие ошибки: неполное выпрямление руки в локтевом суставе; плоская
траектория полѐта мяча.
Передачи мяча в стену
Описание задания:
Испытуемый стоит перед стеной на расстоянии 2 м (5-7 класс) и 2,5м (8-9 класс).
По сигналу учителя начинает последовательно выполнять передачи мяча в стену стараясь
за минимальное количество времени выполнить передачи.

Учащиеся 5 классов выполняют 5 передач двумя руками от груди и 5 передач от
груди двумя руками с отскоком мяча от пола.
Учащиеся 6 классов выполняют 10 передач, чередуя передачи от груди двумя руками
и от груди двумя руками с отскоком от пола (1-я от груди, 2-я с отскоком от пола, 3-я от
груди, 4-я с отскоком от пола и т.д.).
Учащиеся 7 классов выполняют 3 передачи левой рукой от плеча, 3 передачи правой
рукой от плеча, 3 передачи двумя руками с отскоком от пола, 3 передачи двумя руками от
груди.
Учащиеся 8 – 9 классов выполняют передачу мяча левой рукой от плеча, правой
рукой от плеча, от груди двумя руками с отскоком от пола, от груди двумя руками. Так
следует сделать три круга.
Методические указания:
Передача мяча двумя руками от груди:
Передача начинается с небольшого кругообразного движения руками с мячом и
одновременного плавного сгибания ног в коленях. Затем, одновременно выпрямляя ноги и
руки, мяч выпускается захлѐстывающим движением кистей вперѐд, которое придаѐт мячу
обратное вращение. После передачи руки полностью выпрямляются в вперѐд, а затем слегка
сгибаются для предстоящей ловли мяча отскочившего от стены. Так же выполняются
передачи с отскоком от пола, только мяч направляется в пол.
Передача мяча одной рукой от плеча:
Из основной стойки руки отводятся к плечу, мяч лежит на кисти бросающей руки и
поддерживается другой рукой так, чтобы локти не поднимались, туловище поворачивается
в сторону замаха. Затем рука придерживающая мяч отводится, а бросающая выпрямляется
одновременно с поворотом туловища и последующим энергичным захлѐстывающим
движением кисти. Передачи с отскоком от пола производятся так же, только мяч
направляется в пол.
Существенные ошибки: неправильное исходное положение и хват мяча; замах
осуществляется за счѐт разведения локтей в стороны, мяч прижимается к груди; после
отскока от стены мяч не долетает до ученика или он его не ловит; неправильное положение
при ловле мяча (руки находятся близко к груди, расстояние между ладонями слишком
маленькое или большое, ноги выпрямлены в коленных суставах), при передаче одной рукой
мяч находится высоко или низко относительно плеча, недостаточное скручивающее
движение корпусом.
Мелкие ошибки: неполное выпрямление рук в локтевом суставе; не
сбалансированная работа рук, ног, корпуса; в момент выпуска мяча кисти не расслабляются,
недостаточно активное направляющее движение кистей с мячом.
Бросок мяча в движении после ведения мяча
Описание задания:
Испытуемый стоит на центральной линии баскетбольной площадки с мячом в руках.
С ведением мяча начинает движение к кольцу, забегая для броска под углом 45 градусов по
отношению к щиту, примерно за 2 метра до кольца берѐт мяч в руки, выполняет два шага с
мячом в руках и отталкиваясь на втором шаге выполняет бросок. Выполняется 5 попыток.

5 класс
Уровень
Высокий

Мальчики
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

Девочки
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

Средний

4 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

4 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

Низкий

3 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

3 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

6 класс
Уровень
Высокий

Средний

Низкий

Мальчики
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок, из них 1 попадание в
кольцо
5 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

Девочки
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

4 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

3 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

4 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

7 класс
Уровень
Высокий

Средний

Низкий

Мальчики
5 попыток выполнены
технически правильно, без
существенных ошибок, из них 2
попадания в кольцо
5 попыток выполнены
технически правильно, без
существенных ошибок, из них 1
попадание в кольцо
5
попыток
выполнены
технически правильно, без
существенных ошибок

Девочки
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок, из них 1 попадание в кольцо
5 попыток выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок
4 попытки выполнены технически
правильно, без существенных
ошибок

Методические указания:
Бросок в движении после ведения начинается сразу же после второго
свободного шага одновременно с выносом ноги на третий шаг. Шагом правой (1-й
шаг, длинный) берет мяч в руки, второй шаг левой ногой короткий, стопорящий,
перекатом с пятки на носок, и одновременно выполняется отталкивание левой, мах
правой и вынос мяча над правым плечом так, чтобы он лежал на правой руке, а
левая – поддерживала сбоку. Момент броска оптимально выбирать, когда тело
находится в наивысшей точке и вот-вот должно опускаться. В наивысшей точке прыжка
рука выпрямляется до конца в локтевом суставе, бросок заканчивается
захлестывающим движением кисти. После выпуска мяча игрок приземляется на обе
ноги. Ориентировочным началом свободных шагов при движении под углом к

кольцу является второй маркер трѐхсекундной зоны, при прямолинейном
движении – штрафная линия. Первый свободный шаг следует выполнять
с той ноги, какой рукой будет выполняться бросок. Описание техники броска в движении
описано для игроков, бросающих с правой стороны.
Существенные ошибки: мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу;
вынос руки с мячом для броска при выполнении шага; бросок выполняется резко, без
плавного направляющего движения кистью; выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом
суставе; отсутствие фиксации конечного положения руки (после броска рука сразу
опускается вниз); в завершающей фазе броска мяч сходит с ладони (мяч толкается), а не с
кончиков пальцев.
Мелкие ошибки: неполное выпрямление руки в локтевом суставе; плоская
траектория полѐта мяча; недостаточный мах правой ногой, а просто сгибание ее в коленном
суставе.
БАСКЕТБОЛ
Настоящие учебные нормативы предполагаются для использования в практической
работе по спортивным играм с целью проверки уровня овладения навыками баскетбола и
волейбола. Замечено, что ученики больше доверяют объективной оценке, чем
субъективному мнению учителя, проверяющего упражнение «на технику». К тому же, эти
нормативы позволяют установить постоянный и определенный уровень навыков.
1. Проверка навыка ведения мяча с изменением направления движения,
скорости и высоты отскока мяча (время в секундах).
Классы

5
6
7

Низкий
уровень
11.0
10.0
9.5

Мальчики
Средний
уровень
10.0
9.5
8.2

Высокий
уровень
9.5
8.0
7.4

Низкий
уровень
12.0
11.0
10.0

Девочки
Средний
уровень
11.0
10.0
8.5

Высокий
уровень
10.5
9.0
7.7

Это упражнение проводится по методике В.И.Ляха. По сигналу учителя ученик
выполняет ведение мяча змейкой между тремя стойками (от линии старта до третьей стойки
и обратно). Расстояние от линии старта до первой стойки и между стойками 3 метра. Кроме
времени учитывается также правильность выполнения с точки зрения правил баскетбола.
В 5,6,7 классах, при этом, к ученикам предъявляется требование выполнять ведение
поочередно то правой то левой рукой, в зависимости от положения ученика по отношению
к стойке.
2. Проверка навыка броска в кольцо с места (на точность). Оценивается по
количеству попаданий из 5 бросков. (5 классы из 6 бросков).
Классы

5
6
7

Низкий
уровень
1 раз
1 раз
1 раз

Мальчики
Средний
уровень
2 раза
2 раза
2 раза

Высокий
уровень
3 раза
3 раза
4 раза

Низкий
уровень
0 раз
0 раз
1 раз

Девочки
Средний
уровень
1 раз
1 раз
2 раза

Высокий
уровень
2 раза
2 раза
3 раза

Для выполнения упражнения нужно определить место, откуда будут сделаны броски.
Для этого отмеряется необходимое расстояние от точки проекции центра баскетбольного
кольца на пол. 5 и 6 классы выполняют броски с расстояния 1 метр, 7 классы - с 2 метров.
Непременное условие – броски выполнять сбоку от кольца с обязательным отскоком от
щита в кольцо. Так формируется «школа бросков» в кольцо.

3. Проверка навыка ловли и передачи мяча (время в секундах).
Мальчики
Девочки
Классы
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
уровень
уровень
уровень
уровень
уровень
5
20.0
16.0
15.0
22.0
18.0
6
19.0
15.5
14.0
21.5
17.0
7
18.0
15.0
12.5
20.0
16.0

Высокий
уровень
17.5
15.0
14.0

Упражнение выполняется так: стоя в 2,5 м от ровной стены, ученик выполняет 10
быстрых передач в стену на время. Чтобы ученики не двигались вперед, желательно
поставить какое-либо невысокое (до 60-70 см) препятствие.
4. Проверка навыка броска в кольцо после ведения и двух шагов (количество
попаданий из 5).
Ученик с расстояния 7-9 метров от щита делает ведение и бросок в кольцо в
прыжке после 2 шагов.
Это же упражнение выполняют на оценку 6-тиклассники, только они делают не
двойной шаг, а остановку прыжком. Оценка ставится за правильность выполнения. 7миклассники также проходят проверку на правильность выполнения, только уже с
двойного шага.
ВОЛЕЙБОЛ
1. Проверка навыка верхней передачи.
Условия выполнения следующие: ученик, находясь в ограниченном пространстве
(в одном из трех баскетбольных кругов), с трех попыток выполняет передачи над собой.
Учитывается количество выполненных передач, при условии правильности исполнения.
Классы

7

Низкий
уровень
6

Мальчики
Средний Высокий
уровень
уровень
8
10

Низкий
уровень
4

Девочки
Средний
уровень
6

Высокий
уровень
8

2.
Проверка навыка нижней передачи мяча (условия выполнения те же,
что при выполнении предыдущего норматива).
При проверке навыков передач мяча возможны дополнительные условия, например:
разрешается подправить мяч ударом одной руки или за счет другого видапередачи, что не
входит в подсчет количества передач. Можно выходить из круга и заходить, при этом вне
круга передачи не засчитываются.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».