Рабочая программа курса внеурочной деятельности Программа курса по биологии От клетки до человека

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
От клетки до человека
класс: 9 а, 9 б
учебный год: 2024-2025
руководитель: Сажина Валентина Григорьевна

пгт. Малышева 2024

Пояснительная записка
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено
для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при
проведении курса «От клетки до человека» особое внимание целесообразно уделить
повторению
и
закреплению
наиболее
значимых
и
наиболее
слабо
усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном
этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов,

система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов
следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами,
рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны
научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы
органов растений, животных, человека.
Общие цели учебного курса:
 повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
 закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
 формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Особенности рабочей программы по предмету

1.

2.
3.
4.

Рабочая программа учебного курса по биологии составлена на основе программы по
биологии, подготовленной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой.
Содержание курса реализуется посредством применения следующих учебных и
методических пособий:
Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:
Вентана-Граф, 2011.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.-М.:
ВАКО, 2009.
Подготовка к ГИА-2017: учебно-методическое пособие/ Кириленко А.А., Колесников С.И.,
Даденко Е.В.-Ростов н/ Д: Легион, 2016.
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.-М.: Вентана-Граф, 2011.
Учебный курс проводится 1 час в неделю 34 недели * 1 час = 34 часа

Тематическое планирование
№ п/п

Тематическое планирование

Кол-во
часов

1

2

3

4

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии

2

Тема 2 Признаки живых организмов

4

Клеточное строение организмов

2

Признаки живых организмов.

2

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой
природы
Царство Бактерии. Царство Грибы.

4

Учение об эволюции органического мира.

1

Царство Растения.

1

Царство Животные.

1

Тема 4 Человек и его здоровье

16

Сходство человека с животными и отличие от них.

1

Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека.

1

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

Нейро-гуморальная
регуляция
жизнедеятельности организма.

1

процессов

1

Питание. Система пищеварения.

1

Роль ферментов в пищеварении.

1

Дыхание. Система дыхания.

1

Обмен веществ и превращение энергии.

1

Внутренняя среда организма. Транспорт веществ..

1

Кровеносная и лимфатическая системы

1

Примечание

Покровы тела и их функции. Выделение продуктов
жизнедеятельности.
Система выделения. Размножение и развитие организма
человека.
Органы чувств, их роль в жизни человека.

1

Психология и поведение человека. Высшая нервная
деятельность
Гигиена. Здоровый образ жизни.

1

Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой
доврачебной помощи при неотложных ситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды

1

Влияние экологических факторов на организмы.

1

Взаимодействия видов

1

Экосистемная организация живой природы..

1

Учение о биосфере

1

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»

4

1
1

1

4

5.

6

Планируемые результаты
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;
2. Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения
человека и природы;
3. Умение реализовывать теоретические знания на практике;
4. Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с
биологией;
5. Умение слушать и слышать другое мнение.
Метапредметныерезультаты включают:

Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
2. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

3. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметными результатами освоения курса являются:
1. Знания о многообразии живой природы, основных методах исследования в
биологии, признаках живого, экологических факторах и основных средах обитания живых
организмов;
2. Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток и тканей;
3. Знания о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов, их разнообразии и
распространении, о роли в природе и жизни человека;
4. Знания об основных группах растений, их строении и многообразии, их роли в
биосфере и жизни человека;
5. Знания о происхождении растений и об основных этапах развития раститель-ного
мира;
6. Умения давать общую характеристику бактериям, грибам, основным группам
растений и объяснять их роль в природе и жизни человека;
7. Умения пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и
оборудованием, готовить простые микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,
проводить простые фенологические наблюдения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».