МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ
СОШ №3
№ 207/од от 06.09.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
пгт Малышева 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, Основной образовательной программой среднего общего
образования МАОУ СОШ № 3, примерной программой М.В.
Половковой «Индивидуальный проект».
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или
учебный проект), направленную на формирование личностных,
предметных
и
метапредметных
результатов
обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой
избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Цель изучения курса: формирование навыков разработки,
реализации и общественной презентации обучающимися результатов
исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований ФГОС СОО к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
Общая характеристика курса.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым
элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей
выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под
руководством взрослого. Другая часть модулей специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном
пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов,
идей, ходов. И, наконец, третий тип модулей нацелен на собственную
поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один
модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив
конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою
работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от
предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих
команд.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда понятий, способов действия и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами
работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод
проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то, что
программа называется «Индивидуальный проект», часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно учебному
плану школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в
режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному
предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и
промежуточной
диагностики
планируемых
результатов
обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим
заданиям по выработке запланированных навыков и умений –
выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться
защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут
использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой
работы.
Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в
дискуссиях,
круглых
столах,
тестирование,
подготовка
мультимедийной презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде защиты индивидуального
проекта в соответствии с Положением об индивидуальном проекте,
утвержденным приказом от 31.08.2017 № 142/од.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Воспитательный потенциал учебного занятия реализуется через:
- установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
(5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а также
анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые
в
области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе
найденного материала из открытых источников и содержания
школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии,
физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования
и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определённую
систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и
обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение
возможностей IT-технологий для решения практических задач в
разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная
работа
обучающихся
с
ключевыми
элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел
3.3.
Целеполагание,
постановка
задач
и
прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и
знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и
компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности
работы команды над проектом, проектная команда, роли и
функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный
цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их
предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла «Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел
6.2.
Предварительная
защита
проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект
«Разработка портативного металлоискателя». Проектноконструкторское решение в рамках проекта и его экспертная
оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения
проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел
7.3.
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический
опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама
по бартеру и возможности продвижения проектов в
социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика
для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной
и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального
проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/ исследований старшеклассников
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Кол- Виды
Формы
Дата
во
деятельности контроля
часов
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.
Что такое проект и
почему реализация
проекта — это сложно,
но интересно
2.
Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего
Понятие
проекта. 1
Происхождение понятия.
Цели проектов. Проекты,
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов
Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
проектирования от занятий
искусством, математикой и
других профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№1
Текущий
контроль
3.
Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности
4.
Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём
5.
Анализируем проекты
сверстников.
6.
Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности
Понятие
«техносфера».
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Отличие проекта от дела.
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
Социальный проект
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
Цель
и
результат
исследования.
Исследования
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
7.
8.
9.
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
исследования
Модуль 2. Самоопределение
4
Проекты и технологии:
Приоритетные
1
выбираем сферы
направления
развития:
деятельности
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные
города»
Создаём элементы образа Позитивный
образ 1
будущего: что мы хотим будущего для себя и для
изменить своим
других. Понятие качества
проектом
жизни
Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?
Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Комплексные проблемы
10.
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования
Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
4
Лекция,
дискуссия
11.
Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
Формулирование цели
проекта
Лекция,
дискуссия
12.
Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№2
Текущий
контроль
Перевод проблемы и цели в 2
задачи.
Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов
Поиск недостающей
Информационный ресурс. 1
информации, её
Объективность
обработка и анализ
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
Лекция,
дискуссия
15.
Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта
Лекция,
дискуссия
16.
Источники
финансирования
проекта
13.
14.
Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Понятие
бюджета 1
проекта.
Собственные
средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
фонды.
Кредитование
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
17.
Модели управления
проектами
Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
18.
Переход от замысла к
реализации проекта
19.
Риски проекта
20.
Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»
21.
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
4
Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков
Лекция,
дискуссия
Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
23.
Оцениваем проекты
сверстников
24.
Оценка начального этапа
исследования
Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»
Описание
ситуации
для
постановки проблемы и задач
на
примере
проектноконструкторской
работы.
Преимущество
проектируемого инструмента.
Анализ
ограничений
существующих
аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов
3
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
Лекция,
дискуссия
25.
26.
27.
28.
29.
Модуль
7.
Дополнительные
возможности
улучшения проекта
Технология как мост от
Изобретения.
Технологии.
идеи к продукту
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Видим за проектом
Инфраструктура.
Базовый
инфраструктуру
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Опросы как эффективный
Социологический опрос как
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Возможности социальных
Возможности
сетей
для
сетей. Сетевые формы
поиска единомышленников и
проектов
продвижения проектов
7
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
Использование видеоролика Создание видеоролика как 1
в продвижении проекта
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция,
дискуссия
30.
31.
32.
33.
34.
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Оформление и
Выстраивание
структуры
предъявление результатов
текста для защиты. Основные
проектной и
пункты
и
тезисы
исследовательской
выступления. Наглядность,
деятельности
ёмкость,
информативность
выступления
Модуль
8.
Презентация
и
защита
индивидуального проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта
Итоги проекта
1
Лекция,
дискуссия
1
Лекция,
дискуссия
Всего
34
Чек-лист
№3
Текущий
контроль
3
1
1
1
Защита
проектов
Защита
проектов
Лекция,
дискуссия
Итоговый
контроль
Итоговый
контроль