РП Индивидуальный проект 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ
СОШ №3
№ 207/од от 06.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

пгт Малышева 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, Основной образовательной программой среднего общего
образования МАОУ СОШ № 3, примерной программой М.В.
Половковой «Индивидуальный проект».
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или
учебный проект), направленную на формирование личностных,
предметных
и
метапредметных
результатов
обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой
избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Цель изучения курса: формирование навыков разработки,
реализации и общественной презентации обучающимися результатов
исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований ФГОС СОО к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.

Общая характеристика курса.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым
элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей
выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под
руководством взрослого. Другая часть модулей специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном
пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов,
идей, ходов. И, наконец, третий тип модулей нацелен на собственную
поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один
модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив
конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою
работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от
предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих
команд.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда понятий, способов действия и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами
работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод
проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то, что
программа называется «Индивидуальный проект», часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;

- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно учебному
плану школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в
режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному
предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и
промежуточной
диагностики
планируемых
результатов
обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим
заданиям по выработке запланированных навыков и умений –
выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться
защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут
использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой
работы.

Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в
дискуссиях,
круглых
столах,
тестирование,
подготовка
мультимедийной презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде защиты индивидуального
проекта в соответствии с Положением об индивидуальном проекте,
утвержденным приказом от 31.08.2017 № 142/од.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Воспитательный потенциал учебного занятия реализуется через:
- установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию

позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
(5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а также
анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые
в
области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе
найденного материала из открытых источников и содержания
школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии,
физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования
и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определённую
систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и
обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца»,
разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение
возможностей IT-технологий для решения практических задач в
разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная
работа
обучающихся
с
ключевыми
элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел
3.3.
Целеполагание,
постановка
задач
и
прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ.

Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и
знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение
понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и
компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности
работы команды над проектом, проектная команда, роли и
функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный
цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их
предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла «Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел
6.2.
Предварительная
защита
проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект
«Разработка портативного металлоискателя». Проектноконструкторское решение в рамках проекта и его экспертная
оценка.

Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения
проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел
7.3.
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический
опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама
по бартеру и возможности продвижения проектов в
социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика
для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной
и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального
проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/ исследований старшеклассников

Календарно-тематическое планирование
№
Тема

Основное содержание

Кол- Виды
Формы
Дата
во
деятельности контроля
часов

Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.

Что такое проект и
почему реализация
проекта — это сложно,
но интересно

2.

Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего

Понятие
проекта. 1
Происхождение понятия.
Цели проектов. Проекты,
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов
Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
проектирования от занятий
искусством, математикой и
других профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании

10
Лекция,
дискуссия

Входящий
контроль

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№1
Текущий
контроль

3.

Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности

4.

Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём

5.

Анализируем проекты
сверстников.

6.

Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности

Понятие
«техносфера».
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Отличие проекта от дела.
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
Социальный проект
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
Цель
и
результат
исследования.
Исследования

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

7.

8.

9.

фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
исследования
Модуль 2. Самоопределение
4
Проекты и технологии:
Приоритетные
1
выбираем сферы
направления
развития:
деятельности
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные
города»
Создаём элементы образа Позитивный
образ 1
будущего: что мы хотим будущего для себя и для
изменить своим
других. Понятие качества
проектом
жизни
Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?

Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Комплексные проблемы

10.

Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования

Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
4

Лекция,
дискуссия

11.

Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
Формулирование цели
проекта

Лекция,
дискуссия

12.

Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№2
Текущий
контроль

Перевод проблемы и цели в 2
задачи.
Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов
Поиск недостающей
Информационный ресурс. 1
информации, её
Объективность
обработка и анализ
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Модуль 4. Условия реализации проекта
3

Лекция,
дискуссия

15.

Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта

Лекция,
дискуссия

16.

Источники
финансирования
проекта

13.

14.

Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта

Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Понятие
бюджета 1
проекта.
Собственные
средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
фонды.
Кредитование

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

17.

Модели управления
проектами

Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта

Модуль 5. Трудности реализации проекта
18.

Переход от замысла к
реализации проекта

19.

Риски проекта

20.

Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»

21.

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

4

Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков

Лекция,
дискуссия

Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ
22.

Позиция эксперта

23.

Оцениваем проекты
сверстников

24.

Оценка начального этапа
исследования

Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»
Описание
ситуации
для
постановки проблемы и задач
на
примере
проектноконструкторской
работы.
Преимущество
проектируемого инструмента.
Анализ
ограничений
существующих
аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов

3
Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

Лекция,
дискуссия

25.

26.

27.

28.

29.

Модуль
7.
Дополнительные
возможности
улучшения проекта
Технология как мост от
Изобретения.
Технологии.
идеи к продукту
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Видим за проектом
Инфраструктура.
Базовый
инфраструктуру
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Опросы как эффективный
Социологический опрос как
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Возможности социальных
Возможности
сетей
для
сетей. Сетевые формы
поиска единомышленников и
проектов
продвижения проектов

7
1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

Использование видеоролика Создание видеоролика как 1
в продвижении проекта
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж

Лекция,
дискуссия

30.

31.

32.
33.
34.

Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности

Выстраивание
структуры
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Оформление и
Выстраивание
структуры
предъявление результатов
текста для защиты. Основные
проектной и
пункты
и
тезисы
исследовательской
выступления. Наглядность,
деятельности
ёмкость,
информативность
выступления
Модуль
8.
Презентация
и
защита
индивидуального проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта
Итоги проекта

1

Лекция,
дискуссия

1

Лекция,
дискуссия

Всего

34

Чек-лист
№3
Текущий
контроль

3
1
1
1

Защита
проектов
Защита
проектов
Лекция,
дискуссия

Итоговый
контроль
Итоговый
контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».