МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
МАОУ СОШ № 3
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ №3
№ 207/од от 06.09.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «В мире книг»
для обучающихся 1 класса
пгт. Малышева, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «В мире книг» для обучающихся 1
класса на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "В МИРЕ КНИГ"
Курс «В мире книг» создает на практике условия для развития читательских
умений и интереса к чтению книг путем расширения литературнообразовательного пространства учащихся первых классов на основе
формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Содержание учебного курса «В мире книг» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы
обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия
младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов;
представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного)
произведения
на
эмоционально-эстетическое
развитие
обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе
произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными
произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета
«Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания
предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров,
видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность
достижения
метапредметных
результатов,
способности
обучающегося
воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов
учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за первый год обучения в начальной школе.
Освоение программы по учебному курсу «В мире книг» в 1 классе
проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 40 минут, в год
33 часа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "В МИРЕ КНИГ"
Приоритетная цель обучения чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности
обучения
и
повседневной
жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения
учебных
задач,
а
также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
учебного курса «В мире книг» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса и решением
следующих задач:
Развивать
эмоциональный,
творческий,
литературный,
интеллектуальный потенциал у ребёнка.
Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
Формировать универсальные учебные действия познавательного,
знаково-символического,
логического,
регулятивного
и коммуникативного характера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Здравствуй, книга (3 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный
лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра
«Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в
группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
2. Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и
книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
(рассматривание, чтение или слушание).
3. Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я.
Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.
Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из
детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
4. Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
5. По страницам книг В. Сутеева(3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книгисборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книгисборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
6. Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка
проведения
конкурса
«Герои
народных
сказок»,
инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
7. Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
8. Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских
писателей на страницах журналов.
9. Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная
шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй.
Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
10. Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова,
С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто
быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
11. Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В.
Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины
рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома»,
Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
12. Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И.
Акимушкина«Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских
журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Формы подведения итогов реализации программы учебного курса:
литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по
страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и
т. д.
Ученик научится:
- правилам поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в
общественных местах, правильной организации работы на уроке, уметьоценивать
своё поведение;
- основным требованиям к внешнему виду человека и уметь
выполнять основные правила опрятности;
- правилам вежливости, элементарным представлениям о добрых и
недобрых поступках;
- словам вежливости;
- основным правилам общения, правилам работы в группе.
Ученик получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова
вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене,
на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно
относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям,
близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную
информацию по нравственной тематике.
Тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Всего
часов
Количество часов
Теоретические Практические
Здравствуй, книга
Книги о Родине и родной природе
Писатели детям
Народная мудрость. Книги4.
сборники
По страницам книг В. Сутеева
5.
Сказки народов мира
6.
Книги русских писателей7.
сказочников
Детские писатели
8.
Сказки зарубежных писателей
9.
Книги-сборники стихотворений
10.
для детей
Дети — герои книг
11.
Книги о животных
12.
3
2
3
2
1
2
1
1
1
2
1
1
3
3
2
1
1
2
3
1
2
3
3
2
1
1
2
2
2
0
3
3
1
3
2
0
Итого
33
19
14
1.
2.
3.
Поурочное планирование
№
п/
п
Название
разделов
Тема занятий
1
Учебные книги первоклассника.
Правила работы с книгой
2
Художественные книги.
Большеформатная книга в типовом
оформлении
(книга-произведение)
Здравствуй
, книга!
(3 часа)
3
4
5
6
Книги о
Родине и
родной
природе
(2 часа)
Писатели
детям
Основные
Колформы
во
организации
часов
занятий
1
1
Экскурсия в школьную библиотеку.
Правила поведения в библиотеке
1
Книги о Родине и природе
1
Элементы книги.
Книга-произведение и книга-сборник
1
Книги-сборники писателей-классиков о
детях
1
Основные виды деятельности
обучающихся
Осознавать значимость чтения для
личного развития; уметь работать
круглый стол
с книгой, пользуясь алгоритмом
учебных действий
круглый стол
Уметь работать с книгой,
пользуясь алгоритмом учебных
действий; находить книгу в
открытом библиотечном фонде
Осознавать значимость чтения для
личного развития; уметь работать
с книгой, пользуясь алгоритмом
экскурсия
учебных действий; находить
книгу в открытом библиотечном
фонде
Уметь работать с книгой,
викторина
пользуясь алгоритмом учебных
действий
Сравнивать книгу-сборник
круглый стол
с книгой-произведением
творческая
работа
Сравнивать книги одного автора
разных лет издания по
(3 часа)
Книги современных писателей о детях
7
8
9
10
11
12
Народная
мудрость.
Книгисборники
(2 часа)
По
страницам
книг
В. Сутеева
(3 часа)
1
викторина
1
общественнополезная
практика
1
круглый стол
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку»
1
творческая
работа
Книги В. Сутеева. Структура книгисборника
1
круглый стол
В.Сутеев – автор и оформитель книг
для детей
1
круглый стол
Выставка книг. Слушание и
рассматривание одной из книг.
Художники-иллюстраторы
Потешки, шутки и считалки.
Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки»
оформлению; ориентироваться в
мире книг; работать в паре.
Исценирование эпизодов книг
Сравнивать книги одного автора
разных лет издания по
оформлению; ориентироваться в
мире книг; работать в паре
Участвовать в беседе о
прочитанной книге; выражать
своё мнение; работать в паре
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
книгу на заданную тему
Участвовать в играх; выполнять
творческую работу; работать в
парах
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу; уметь
работать с книгой; оценивать
поведение героев, формировать
свою этическую позицию
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу; уметь
работать с книгой; оценивать
поведение героев, формировать
свою этическую позицию
13
Литературная игра
«По страницам сказок В.Сутеева»
1
14
Книги – сборники «Русские народные
сказки». Книги-произведения
1
Сказки народов России и народов мира.
Оформление выставки книг
1
Конкурс «Герои народных сказок».
Проектная деятельность (коллективная).
Домики-сказки
1
Сборник сказочных историй А.Н.
Толстого «Приключения Буратино»
1
Слушание и чтение историй из книги
А.Н. Толстого «Приключения
Буратино»
1
15
Сказки
народов
мира
(3 часа)
16
Книги
17
русских
писателей сказочнико
в
18
(3 часа)
Принимать участие в
литературной игре; работать в
конкурс
парах
Осознавать значимость чтения для
личного развития; уметь
определять свою роль в общей
викторина
работе и оценивать свои
результаты
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу; осознавать
общественно- значимость чтения для личного
полезная
развития; уметь определять свою
практика
роль в общей работе и оценивать
свои результаты
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу; осознавать
значимость чтения для личного
проект
развития; уметь определять свою
роль в общей работе и оценивать
свои результаты
Ориентироваться в мире книг;
участвовать в беседе о
круглый стол
прочитанной книге
Ориентироваться в мире книг;
участвовать в беседе о
круглый стол
прочитанной книге;осознавать
19
Творческая работа «Встреча с
Буратино»
1
20
Книги С. Маршака. Выставка книг
1
Книги- сборники произведений
К. Чуковского
1
Книги Е.Чарушина для детей.
Герои книг Е.Чарушина.
1
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка»
в разных изданиях
1
21
Детские
писатели
(3 часа)
22
23
Сказки
зарубежны
х
значимость чтения для личного
развития
Осознавать значимость чтения для
личного развития; уметь
определять свою роль в общей
проект
работе и оценивать свои
результаты; участвовать в
творческой работе
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу;
ориентироваться в мире книг;
круглый стол
участвовать в беседе о
прочитанной книге
Уметь самостоятельно выбирать
интересующую книгу;
ориентироваться в мире книг;
викторина
участвовать в беседе о
прочитанной книге
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
парад героев книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Сравнивать книги одного автора
разных лет издания по
круглый стол
оформлению
писателей
(3 часа)
24
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки
Римуса». Книга-сборник историй.
Герои книги.
1
25
В гостях у сказки
1
Стихотворения для детей. Книгисборники.
А. Барто. В. Берестов. С. Михалков
1
Конкурс чтецов стихотворений детских
поэтов «Слушаем и читаем стихи
детских поэтов»
1
Дети – герои сказок («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.)
1
Дети – герои рассказов. (В. Осеева
«Совесть», «Мушка», Н.Носов
1
26
27
28
29
Книгисборники
стихотворе
ний для
детей
(2 часа)
Дети –
герои книг
(3 часа)
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
книгу на заданную тему; слушать
викторина
и читать книгу, понимать
прочитанное
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
парад героев книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
круглый стол книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Принимать участие в конкурсе
чтецов; уметь определять свою
конкурс
роль в общей работе и оценивать
свои результаты
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
книгу на заданную тему; слушать
викторина
и читать книгу, понимать
прочитанное
Характеризовать книгу,
викторина
определять тему и жанр, выбирать
«Мишкина каша»,
Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
30
Дети – герои стихотворений. (А.Барто
«В школу», С.Михалков «Фома»,
Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
1
31
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого
1
Книга Н.Некрасова
«Дедушка Мазай и зайцы»
1
По страницам любимых книг. Выставка
книг
1
32
33
Книги о
животных
(3 часа)
книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
парад героев книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Характеризовать книгу,
определять тему и жанр, выбирать
круглый стол книгу на заданную тему; слушать
и читать книгу, понимать
прочитанное
Пользоваться аппаратом книги,
формулировать и высказывать
круглый стол
своё впечатление о прочитанной
книге и героях
Уметь определять свою роль в
общей работе и оценивать свои
конкурс
результаты
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе учебного
курса
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 3 реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков учебного курса. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений, событий через:
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное
чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная рабочая программа, методические разработки уроков.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://kopilurokov.ru, videouroki.net
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе
учебного курса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Портреты писателей, дополнительная
соответствии с тематическим планированием.
художественная
литература
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
в