ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 3 Малышевского городского округа
1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3
Малышевского городского округа (далее – Положение) определяет цели, задачи, структуру,
функции внутренней системы оценки качества образования, порядок ее функционирования в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной
школе № 3 Малышевского городского округа (далее – учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации",
- Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным
приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения
самообследования образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- приказом Минобрнауки РФ от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Положением о региональной системе оценки качества обпразования Свердловской
области от 18.12.2018 № 615-Д «О региональной системе оценки качества образования
Свердловской области»
1.3. В настоящем Положении используются следующие термины:
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов, условий образовательного процесса ФГОС ОО, социальным и
личностным ожиданиям, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы;
-внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) - система
мероприятий и процедур (сбор, системный учет, обработка и анализ), необходимых для
осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством
обеспечения своевременной, полной
и объективной
информации о
качестве
образовательных программ и условий их реализации в учреждении, результатах освоения
образовательных программ обучающимися;
- независимая оценка качества образования (НОКО) — деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и
соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
- документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО;
- диагностика - контрольный замер, срез;
- мониторинг - системное, долгосрочное наблюдение (сбор, обработка, накопление, анализ)
за управляемым объектом контроля (информация о результатах оценочных процедур,
количественные и качественные изменения в состоянии системы образования учреждения,
установление степени ее соответствия требованиям ФГОС ОО, ВСОКО, потребностям
участников образовательных отношений, в том числе степень достижения обучающимися
планируемых результатов образовательной программы;
- оценка (оценочная процедура) - установления степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы;
- ГИА – государственная итоговая аттестация;
- ЕГЭ – единый государственный экзамен;
- ОГЭ – основной государственный экзамен;
- ВПР – всероссийская проверочная работа;
- ДКР – диагностическая контрольная работа;
- ООП – основная образовательная программа;
- УУД – универсаотные учебные действия.
1.4. ВСОКО обеспечивает администрацию учреждения качественной и своевременной
информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет,
насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном
процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, приемы, режим учебной
работы и т.д.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям обучающихся.
1.5. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится
алминистрацией учреждения.
Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы
после обсуждения с педагогами, родителями школьников, педагогическим советом и иными
заинтересованными организациями.
1.6. Оценка качества образования в школе проводится в соответствии с планом работы.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО
2.1.Целью ВСОКО является непрерывное, диагностико-прогностическое отслеживание
динамики качества образовательных услуг, оказываемых учреждением, и эффективности
управления качеством образования, обеспечение всех участников образовательных отношений
информацией о состоянии и динамике качества образования в учреждении.
2.2. Задачами ВСОКО являются:
- определение перечня критериев и показателей оценки качества образования;
- организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения
информации о состоянии и динамике показателей качества образования;
- технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения
информации о состоянии и динамике качества образования;
- проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику
качества образования;
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и
факторов, вызывающих их;
- осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне
учреждения;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного
процесса;
- оформление и представление информации о состоянии и динамике качества
образования.
2.3. Функциями ВСОКО являются:
- сбор данных по учреждению в соответствии с муниципальными показателями и
индикаторами мониторинга качества образования;
- получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на
динамику качества образования;
- определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества
образования в учреждении;
- координация деятельности организационных структур, задействованных в
процедурах мониторинга качества образования, и реальных достигаемых образовательных
результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2.4. ВСОКО включает в себя две системы оценок:
- внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к учреждению службами
(результаты ГИА, мониторинговые исследования международного,
федерального,
регионального и муниципального уровней);
- внутреннюю оценку, осуществляемую учреждением.
2.5. Получаемая в процессе оценки информация должна отвечать следующим
требованиям:
- отражать реальное состояние дел;
- иметь минимальные погрешности измерений;
- источники должны быть оптимальными;
- объем информации должен позволять принять обоснованное управленческое
решение;
- иметь четкую систему сбора, пополнения, отчетности и хранения;
- должна быть своевременной;
- должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы,
требующие решения;
2.6. Направления ВСОКО:
- оценка качества образовательных программ;
- оценка качества условий реализации образовательных программ;
- оценка качества образовательных результатов обучающихся;
- оценка удовлетворенности потребителей качеством образования.
2.7. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании.
2.8. Мероприятия внутришкольного контроля являются частью ВСОКО.
2.9. Основные мероприятия ВСОКО:
- оценка соответствия реализуемых в учреждении образовательных программ
федеральным требованиям;
- контроль реализации рабочих программ педагогов;
- контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации «дорожной
карты» развития условий реализации ООП;
- мониторинг
сформированности
и развития УУД обучающихся;
- оценка
уровня
достижения
обучающимися
планируемых
предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
- мониторинг личностного развития обучающихся);
- контроль реализации программ внеурочной деятельности;
- мониторинг
удовлетворенности
участников
образовательных отношений
качеством образования;
- систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических
документов по итогам ВСОКО;
- подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на
официальном сайте учреждения.
Контрольно-оценочные мероприятияи и процедуры в рамках ВСОКО включаются в
годовой план работы.
3. Структура ВСОКО
3.1. ВСОКО включает в себя следующие составляющие:
- нормы соответствия федеральным, региональным и муниципальным требованиям к
качеству общего образования;
- субъекты ВСОКО;
- объекты ВСОКО;
- механизмы ВСОКО;
- процедуры оценивания;
- формы и регламент проведения оценочных процедур;
- система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с
использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора,
по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
- система управленческих решений по обеспечению требуемого уровня качества
образования.
3.2. ВСОКО является институциональным уровнем региональной системы оценки
качества образования. Оценка качества образования в рамках ВСОКО включает
инвариантную
составляющую,
закрепленную
в
требованиях
действующего
законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями
субъектов ВСОКО и особенностями оценочных процедур.
3.3. Субъектами ВСОКО, кроме учреждения, являются коллегиальные органы
управления, предусмотренные уставом учреждения.
3.4. Администрация учреждения в рамках обеспечения функционирования ВСОКО:
- формирует систему локальных нормативных актов, регулирующих функционирование
ВСОКО, в том числе:
- осуществляет разработку критериев и показателей ВСОКО.
- обеспечивает проведение оценочных процедур ВСОКО;
- обеспечивает участие и осуществляет анализ результатов участия
в
международных, федеральных,
региональных,
муниципальных мониторинговых
исследованиях и оценочных процедурах;
- осуществляет сбор, хранение, обработку статистической информации о состоянии и
динамике качества образования в учреждении;
- осуществляет ведение, сбор и представление сведений в действующие в
Свердловской области базы данных;
- обеспечивает информационную открытость проведения процедур оценки качества
образования;
- обеспечивает
регулярное проведение самообследования,
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (отчет о результатах самообследования, анализ работы школы за учебный год);
- обеспечивает проведение процедур независимой оценки качества образования;
- обеспечивает предоставление информации
о
качестве
образования
на
муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
- принимает управленческие решения для повышения качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.5. Коллегиальные органы управления учреждения в рамках обеспечения
функционирования ВСОКО:
- принимают участие в определении системы показателей оценки качества образования и
направлений мониторинговых исследований;
- вносят предложения по развитию системы образования учреждения на основе
результатов ВСОКО.
4. Объекты ВСОКО, механизмы и процедуры оценивания
4.1. Объектами ВСОКО являются:
- образовательные программы: основные общеобразовательные программы начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования;
дополнительные
общеобразовательные программы;
- условия реализации образовательных программ;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ;
- удовлетворенность потребителей качеством образования.
4.2. Реализация ВСОКО обеспечивается комплексом механизмов оценки качества
образования в учреждении:
- оценка качества образовательных программ;
- оценка качества условий реализации образовательных программ;
- оценка качества образовательных результатов обучающихся;
- оценка удовлетворенности потребителей качеством образования.
4.3. Процедуры оценки качества образования в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о результатах проведения
самообследования за календарный год и отчета о результатах деятельности учреждения за
учебный год.
4.4. К основным процедурам оценки качества ВСОКО относятся:
4.4.1. В рамках оценки качества образовательных программ:
- согласование и утверждение образовательных программ, реализуемых в учреждении
(установление соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС ОО);
- контроль реализации образовательных программ (выполнение рабочих программ
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности).
4.4.2. В рамках оценки качества условий реализации образовательных программ:
- анализ кадрового обеспечения реализации ООП (укомплектованность кадрами, уровень
квалификации, непрерывность профессионального развития, анализ методической работы);
- анализ материально-технического обеспечения реализации ООП (оснащенность учебных
кабинетов, обеспеченность учебниками и т.д.);
- анализ финансово-экономического обеспечения ООП (анализ расходов и доходов
образовательной деятельности, анализ выполнения муниципального задания; реализация плана
финансово-хозяйственной деятельности; организация платных образовательных услуг)
- анализ
психолого-педагогического
обеспечения
реализации
ООП
(диагностическая деятельность, психологическое консультирование, просветительскопрофилактическая работа);
- анализ оснащенности учебных кабинетов;
- анализ социального состава обучающихся;
- анализ состава обучающихся по группам здоровья;
4.4.3. В рамках оценки качества образовательных результатов:
- анализ предметных результатов обучения: промежуточная аттестация обучающихся по
итогам четверти/года, техника чтения обучающихся уровня начального общего образования,
результаты ВПР, ДКР, ГИА и т.п.;
- анализ сформированности метапредметных результатов (мониторинг сформированности
УУД);
- личностные результаты (включая показатели воспитанности и социализации учащихся);
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся (портфолио);
- анализ интеллектуальной и творческой активности обучающихся;
4.4.4. В рамках оценки удовлетворенности потребителей качеством образования:
- анализ удовлетворенности обучающихся;
- анализ удовлетворенности родителей (законных представителей).
- анализ
результатов
независимой оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности в школе.
5. Использование результатов ВСОКО
5.1. Оценка результатов ВСОКО предполагает формирование системы управленческих
решений по обеспечению требуемого уровня качества образования в учреждении.
5.2. Функционирование ВСОКО позволит:
- обеспечить участников образовательных отношений объективной информацией о
состоянии качества образования в учреждении, полученной в результате оценочных
процедур, необходимой, в том числе, для проведения самообследования;
- выстраивать эффективную систему управленческих решений по обеспечению требуемого
уровня качества образования в учреждении.
6. Документация ВСОКО
6.1. Документация ВСОКО — это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
6.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте учреждения документом ВСОКО
является отчет о самообследовании.
6.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят аналитические справки по
итогам мониторинга.
7. Заключительные положения
7.1. Изменения в настоящее Положение вносятся согласно порядку, предусмотренному
уставом учреждения.
7.2. Основания для внесения изменений в настоящее Положение:
-изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие новой редакции
ФГОС ОО;
-существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на содержание
ВСОКО.
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
25.11.2020 г. (протокол № 5)
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества
Примерные показатели,
характеризующие критерий оценки качества образования,
касающийся соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ОО
№
Единица измерения
Показатель
п/п
(значение показателя)1
1. Образовательная деятельность
Чел.
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
1.1.
образовательную программу:
1.2.
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
- начального общего образования;
Чел.
- основного общего образования;
Чел.
- среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования:
1.3.
- очная;
- очно-заочная;
- заочная
1.4.
Реализация ООП по уровням общего образования:
- сетевая форма;
- с применением дистанционных образовательных
технологий;
- с применением электронного обучения
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Имеется/не имеется.
Количество чел.
Имеется/не имеется.
Количество чел.
2. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС ОО
Соответствие структуры и содержания учебного плана
Соответствует/не
2.1.
требованиям ФГОС ОО
соответствует
Имеется/не имеется
Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся,
2.2.
осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах
2.3.
Имеется/не имеется
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане
образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей) при формировании
части учебного плана, формируемой участниками
Имеется/не имеется
2.4.
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана
2.5.
Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, Соответствует/не
курсов, дисциплин (модулей) по всем
соответствует
2.6.
2.7.
2.8.
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) содержанию ООП
Наличие программ воспитательной направленности
Наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП
Наличие рабочих программ и другой документации по
направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания
заявленному направлению
2.9. Реализация в полном объеме содержания программного материала
по направлениям внеурочной деятельности
Наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к
2.1
обучению
0.
Наличие индивидуальных учебных планов для профильного
2.1
обучения
1.
2.1 Наличие плана работы с одаренными обучающимися
3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
3.1. Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Имеется/не имеется
Имеется/не имеется
Имеется/не имеется
Да/Нет
Имеется/не имеется
Имеется/не имеется
Имеется/не имеется
Соответствуе
т/не
Имеется/не имеется
3.2.
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части,
формируемой участниками образовательных отношений
3.3.
3.4.
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
традиций учреждения, социального запроса потребителей
образовательных услуг
3.5.
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу
предметных областей и наименованиям учебных предметов
Соответствуе
т/не
3.6.
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему
часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствуе
т/не
Соответствуе
т/не
Имеется/не имеется
3.7.
3.8.
3.9.
3.1
0.
3.1
1.
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Имеется/не имеется
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного
Количество ед. на
плана, формируемой участниками образовательных отношений, к
одного
обучающегося
количеству обучающихся, осваивающих ООП
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
- по очно-заочной, заочной форме
Количество ед./не
- с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
развивающимися сверстниками
Количество ед./не
- 8-9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в
рамках профориентации
3.1
2
3.1
3.
Соответствуе
т/не
й Имеется/не имеется
- профильных классов на уровне среднего общего
образования
Наличие плана внеурочной деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
деятельности
Количество ед./не
Количество ед./не
имеется
Имеется/не
имеется
Соответствует/не
соответствует
3.1
4.
3.1
5.
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
ФГОС по объему часов
Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
3.1
6.
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности
для курсов внеурочной деятельности, внесенных в план
внеурочной деятельности
Имеется / не
имеется
3.1 Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
Соответствует/не
7.
деятельности требованиям ФГОС
соответствует
3.1 Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не
3.1 Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и
%
9.
развития УУД в общем объеме программы в часах
3.2 Наличие программы воспитания
Имеется / не
3.2 Соответствие программы воспитания требованиям ФГОС ОО
Соответствует/не
1.
соответствует
3.2 Доля внеурочных мероприятий программы воспитания в
%
2.
общем объеме программы в часах
4. Выполнение учебного плана, рабочей программы учебного предмета (по каждому
классу)
Учебный предмет
Количество учебных часов
% выполнения
План
Факт
рабочей программы
………….
…………
……………
…………………..
% выполнения
учебного плана в
классе
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества
Примерные показатели,
характеризующие критерий оценки качества образования,
касающийся предметных результатов обучающихся
№
Показатели
п/п
Численность учащихся:
1.
- общая
- по образовательной программе начального общего образования
- по образовательной программе основного общего образования
- по образовательной программе среднего общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по
2.
результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся:
- по образовательной организации в целом
- по образовательной программе начального общего образования
- по образовательной программе основного общего образования
- по образовательной программе среднего общего образования
3.
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по
4.
5.
6.
7.
результатам административного контроля, в общей численности учащихся
(русский язык, математика, учебные предметы углубленного и профильного
изучения):
- по образовательной организации в целом
- по образовательной программе начального общего образования
- по образовательной программе основного общего образования
- по образовательной программе среднего общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по
результатам всероссийской проверочной работы, в общей численности учащихся
(учебный предмет):
- по образовательной организации в целом
- по образовательной программе начального общего образования
- по образовательной программе основного общего образования
- по образовательной программе среднего общего образования
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса:
- по русскому языку
- по математике
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ, в общей численности выпускников 9го класса
- по русскому языку
- по математике
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших
аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9го класса
Единица
измерения
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Балл
Чел./%
Чел./%
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших
аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности
выпускников 9-го класса
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса:
- по русскому языку
- по математике
Чел./%
Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, получивших
результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ, в общей
численности выпускников 11-го класса
- по русскому языку
- по математике
Чел./%
11.
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности
выпускников 11-го класса
Чел./%
12.
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших
аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности
выпускников 11-го класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся
Чел./%
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров
олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:
Чел./%
- муниципального уровня;
- регионального уровня;
- федерального уровня;
- международного уровня
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
8.
9.
10.
13.
14.
15.
16.
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с
углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в
рамках профильного обучения, в общей численности учащихся
Балл
Чел./%
Чел./%
Чел./%