Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
класс: 4а, 4б
учебный год: 2025-2026
руководители: Котова Анастасия Владимировна,
Котова Екатерина Викторовна
пгт. Малышева, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа
(при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий
можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
–
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить
и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения
и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
3
5-6
7
8
Тема
Предмет изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
– Определять лексическое значение слова;
Старинная женская одежда Содержание научно– озаглавливать текст;
познавательного текста
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной
женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
– Определять лексическое значение слова;
Старинные женские
Содержание научно– составлять план, используя слова из текста;
головные уборы
познавательного текста
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
Старинная мужская
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
Содержание научноодежда и головные уборы
– отвечать на вопросы по тексту;
познавательного текста
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
История посуды на Руси
Содержание научно– соотносить рисунок и его название;
познавательного текста
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова с помощью
Какие деньги были раньше Содержание научно-
в России
9
Томат
10
Болгарский перец
11
Картофель
Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать
ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
Томат
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
Болгарский перец
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
Картофель
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов
томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной
доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
познавательного текста
12
Баклажан. Семейство
Паслёновые
Баклажан
13
Лук
Лук
14
Капуста
15
Горох
16
Грибы
17
Творческая работа
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания семян;
– определять условия, необходимые для прорастания семени
баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
Капуста
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
Горох
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать
результаты двух опытов.
– Называть части гриба;
Грибы
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
По выбору.
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Потребительская корзина
Состав потребительской корзины
20
Прожиточный
минимум
Назначение прожиточного
минимума
21
Инфляция
Инфляция
22-23
Распродажи, скидки,
бонусы
Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк
24
Благотворительность
Благотворительность
18-19
– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что
такое «потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для
трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской
корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской корзины
россиянина.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты
труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума в разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей страны.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать термины:
«распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа
лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы
платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной
25
Страхование
26
В бассейне
27-28
Делаем ремонт
29
Праздничный торт
30
Обустраиваем участок
31-32
Поход в кино
помощи тем, кто в ней нуждается.
– Понимать значение и правильно использовать термины
Виды страхования
«страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
– Анализировать расписание занятий с целью определения
Расписание занятий, выгодная
свой занятости;
покупка
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
Смета ремонта, расчёт стоимости
– решать задачи на расчёт количества необходимого
строительных материалов
материала для ремонта кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала
для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные
размеры.
– Работать с таблицами;
Рецепт торта, задачи на тройку
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
величин «цена, количество,
– определять, какие продукты выгоднее купить для того,
стоимость»
чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической
жизни.
Расходы на обустройство участка, – Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на нём;
площадь и периметр
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической
жизни.
– Находить заданные временные промежутки с помощью
Расходы на поход в кино
календаря;
33
Отправляемся в
путешествие
34
Составляем словарик по
финансовой грамотности
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической
жизни.
– Находить заданные временные промежутки с помощью
Расходы на путешествие
календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической
жизни.
Творческая работа
– Понимать значение и правильно использовать финансовые
Понятия по финансовой
термины;
грамотности, изученные в 1-4
– иллюстрировать изученные понятия;
классах
– составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема
Старинная женская одежда
Старинные женские головные уборы
Старинная мужская одежда и головные уборы
Жилище крестьянской семьи на Руси
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше в России
Томат
Болгарский перец
Картофель
Баклажан. Семейство Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа
Потребительская корзина
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Инфляция
Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность
Страхование
В бассейне
Делаем ремонт
Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино
Поход в кино
Отправляемся в путешествие
Творческая работа.
Составляем словарик по финансовой грамотности
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1