ВД Тайны русского языка 8 б 9 а класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского муниципального округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Тайна русского языка
класс: 8-9 классы
учебный год: 2025-2026
руководитель: Сергеева Екатерина Евгеньевна

пгт Малышева 2025

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 8-9 классов
имеет общеинтеллектуальное направление и является приложением к основной
образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 3.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (начального, основного,
среднего, общего образования);
основной Образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №3
Малышевского городского округа;
- на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы,
авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский М.: Просвещение, 2016.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за
русский язык. Внеурочные занятия способствуют формированию у школьников понятий о
законах языка и истории его развития, углублению знаний, полученных на уроках. Данная
программа
мышления

внеурочной

деятельности

предполагает

развитие

кругозора

и

учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при

изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся

учатся находить

нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как через внеурочные дополнительные занятия
прививается

любовь

к

языку,

совершенствуется

речевая,

орфографическая

и

пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая,
лингвистическая и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых
необходимо

продемонстрировать

выпускникам

основной

школы

на

итоговой

государственной аттестации. Также обучающиеся учатся планировать и оценивать свою
деятельность,

что

является

необходимым

для

формирования

коммуникативных

универсальных учебных действий.
Цель: воспитание уважения к русскому языку через развитие кругозора учащихся,
повышение их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии
Задачи:

Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:
- приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умений пользоваться разнообразными словарями.
При проведении занятий используются следующие формы и методы организации
работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы:
частично-поисковые, исследовательские.
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее
обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в
познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры
речи у

обучающихся

формируются

личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные универсальные учебные действия.
Возрастная ориентация программы
Программа «Тайны русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей 1416 лет (8-9 классы), различные

подходы к содержанию программы обеспечивают

усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий: занятия длительностью 40 минут проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
 Лекции, беседы
 Викторины, лингвистические игры, дидактические упражнения, тесты
 Презентации
 Практикумы (анализ языкового материала, лингвистические и дидактические
упражнения)
Содержание курса в 8 классе:
№

Раздел

п/п

программы

1

Введение.

Содержание
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и
поговорки о родном языке. Речь. Красота и богатство речи.

2.

Орфография.

Загадка двух НН. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей

речи. Словарные слова. Слитное, раздельное, дефисное написание
слов. Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи
написания. НЕ и НИ. Правописание чередующихся гласных в корнях
слов.
3.

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как
часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая
роль в предложении. Имя прилагательное, имя числительное и
местоимение. Их основные морфологические признаки,
синтаксическая роль в предложении. Глагол, причастие и
деепричастие. Их основные морфологические признаки,
синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их
применение и употребление в речи и на письме.

4.

Синтаксис

и Строение словосочетания, его разновидности и связи. Согласование,

пунктуация

управление и примыкание. Простое и сложное предложение.
Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его
выражения. Виды сказуемых. Определение, обстоятельство и
дополнение как второстепенные члены предложения.
Односоставные

предложения:

их

односоставных

предложений

с

виды
главным

и

применение.
членом

Виды

сказуемым.

Предложения с однородными членами предложения. Признаки
однородности. Однородные и неоднородные определения
Виды

обращений.

Вводные

слова,

предложения

конструкции. Их роль и использование в тексте.

и

вставные

Предложения с

обособленными членами предложения. Обособление приложения
(распространённого и нераспространённого).
5.

Прямая и

Строение прямой речи. Строение косвенной речи.

косвенная речь.
6.

Работа с

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

текстами разных
типов.
7.

Комплексный
анализ текста

План комплексного анализа, опыт коллективного анализа текста.

Тематическое планирование в 8 классе
№

Тематика и содержание программы

п/п
1

Введение. Речь. Красота и богатство речи.

2-3

Орфография. Загадка двух НН. Правописание Н

Количество Количество
часов

часов

теории

практики

1 час

Всего

1 час
2 часа

2 часа

и НН в суффиксах разных частей речи.
Лингвистические задачи.
4

В мире словарей. Словарные слова.

1 час

1 час

5-6

Слитно, раздельно или через дефис?

1 час

1 час

2 часа

7-8

НЕ или НИ? Правописание НЕ и НИ в разных

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

частях речи. Трудные случаи написания НЕ и
НИ.
9-10

Загадки гласных букв. Правописание
чередующихся гласных в корнях слов.
Дидактические упражнения.

11

Страна Морфология. Самостоятельные и

1 час

1 час

служебные части речи. Имя существительное
как часть речи: основные морфологические
признаки, синтаксическая роль в предложении.
12

Имя прилагательное, имя числительное и

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

местоимение. Их основные морфологические
признаки, синтаксическая роль в предложении.
13

Глагол, причастие и деепричастие. Их основные
морфологические признаки, синтаксическая
роль в предложении.

14

Служебные части речи русского языка: предлог,
союз и частица. Их применение и употребление
в речи и на письме. Лингвистические задачи.

15

Синтаксис и пунктуация. Загадки сочетаемости
слов. Строение словосочетания. Составление
словосочетаний с согласованием, управлением и
примыканием.

16

Простое и сложное предложение.

17

Подлежащее и способы его выражения

1 час

1 час

18

Сказуемое и способы его выражения. Виды

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

членами

1 час

1 час

неоднородность?

1 час

1 час

Виды

1 час

1 час

В мире вводных слов. Роль вводных слов в

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

сказуемых.
19

Определение, обстоятельство и дополнение как
второстепенные члены предложения.

20

Односоставные

предложения:

применение.

Виды

их

виды

и

односоставных

предложений.
21

Предложения

с

однородными

предложения. Признаки однородности.
22

Однородность

или

Однородные и неоднородные определения.
23

Роль

обращения

в

предложении.

обращений. Построение текстов.
24

предложении.
25

Вводные предложения и вставные конструкции.
Их роль в тексте.

26

Загадки обособлений. Предложения с
обособленными членами предложения.

27

Основные принципы обособления слов в речи и
на письме. Обособление второстепенных членов
предложения.

28

Загадки приложений. Обособление приложения
(распространённого и нераспространённого).

29

Прямая и косвенная речь. Строение прямой
речи. Строение косвенной речи.

30

Перестроение прямой речи в косвенную.

31

Работа с текстом. Повествование.

1 час

1 час

32

Работа с текстом. Описание.

1 час

1 час

33

Работа с текстом. Рассуждение.

1 час

1 час

34

Комплексный анализ текста

1 час

1 час

Содержание курса в 9 классе:
№

Тема

Содержание

п/п
1

2

Язык

как

могучее Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее

средство

средство человеческого общения. Место русского среди других

общественного

языков в современном мире. Проблемы экологии языка.

развития.

Групповая работа: презентация

Словари

русского Овладение

языка.

навыками

практической

работы

Виды самостоятельное составление словарных статей

словарей.

орфографических,

лексико

-

со

словарем,

для словарей

грамматических,

толковых,

Практическая работа фразеологических, синонимов, антонимов. Словари омонимов,
3

со словарями.

паронимов, этимологический.

Нормы

Основные морфологические, синтаксические и орфоэпические

современного

нормы.

русского

существительных.

литературного языка

Язык – развивающееся явление. Примеры изменения норм

Сложные

случаи

правописания

числительных,

литературного языка из художественных произведений.
Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими
нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий
ОГЭ.
4

Тайна

русской Понятие об орфограммах и умение находить их в словах разных

орфографии.
речи

в

Части частей речи. Омонимия в морфологии.

Игра «Отгадай часть

русском речи»

языке.
5

Язык

– Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее

развивающееся

средство человеческого общения.

явление. Изменения Индивидуальные сообщения (2-3 минуты)
норм литературного
языка .
6

Состав
Морфемы

слова. Умение определять морфемы и части речи, разделять однородные
и

значение.

их члены и предложения, выделять вводные слова, обращения,
Связь обособленные

морфемного состава предложение»
и орфографии

обороты.

Игра

«Собери

слово/собери

7

Безударные гласные Отработка умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её
в

корне

слова, написание; формирование умения дифференцировать орфограмму

проверяемые

корней, обогащать словарный запас слов.

ударением.

Универсальное правило проверки безударных гласных ударением,

Правописание

его использование для правописания корней.

согласных в корнях
слов.
8

Чередующиеся
гласные

в

Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая,
корне лексическая группы.

слова. Почему есть Умение
чередующиеся

определять

части

слова,

морфологическую

принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и

гласные и согласные корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова
в русском языке?

путем осознания состава. Умение пользоваться толковым и
орфографическим словарями.

9

Правописание

Закрепление

приставок,

приставках, объяснять правильность выбора.

изменяющихся
письме.
на
10

умения

учащихся

находить

орфограмму

в

на

Приставки

-З, -С

Приставки

ПРЕ-, Умение применить орфографическое правило: выбор букв Е и И

ПРИ-.

Связь в приставках –ПРЕ и –ПРИ.

приставки

и

её

значения
11

Правописание

на Умение применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И

стыке приставки и после приставок, оканчивающихся на согласную.
корня. Ы, И после Составление алгоритма
приставок
12

О, Ё после шипящих Буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях
в

суффиксах слова. Единые правила правописания О,Е в суффиксах и

существительных

и окончаниях именных частей речи. Буква Ё после шипящих в

прилагательных.
Суффиксы

–ЕК

суффиксах и окончаниях отглагольных образований
(- Составление текста, состоящего из слов на данную орфограмму

ИК). Буквы Ч, Щ в
суффиксах
существительных.

Различение
письме

на

суффиксов

прилагательных –К-,
-СК13

Решение

тестовых Самостоятельное

заданий
14

заданий

по

всем

разделам

языкознания.

Правописание Н и Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен
НН

в

суффиксах прилагательных

и

отглагольных

образований

различных

частей (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных

речи.

связан от них существительных и наречий (ветреный – ветреность -

Как

суффикс
15

решение

со ветрено).

значением слова?

Исследовательская работа

Правописание

Закрепить

и

углубить

умение

учащихся

проводить

гласных в суффиксах орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

16

глаголов

–ОВА-(- Закрепление и отработка

ЕВА-),

–ИВА-(- глагольных суффиксов.

навыков правописания и проверки

ЫВА)

«Придумай шпаргалку»

Правописание

Умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике,

суффиксов

словообразованию,

действительных

морфологии

и

синтаксису

в

практике

и правописания. Умение применять орфографические правила:

страдательных

правописание

причастий

действительных

личных

окончаний

причастий

глагола

настоящего

Связаны

ли определять тип спряжения глагола.

суффиксы

со Игра «Конструктор»

и

суффиксов

времени.

Умение

значением
причастий?
17

Правописание
личных
глаголов.

Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида

окончаний для

личных

окончаний

прилагательных

и

Зачем причастий: определение падежного окончания по вопросу,

нужны спряжения?
18

правописания

заданному от главного слова.

Слитное и дефисное Сложные

прилагательные,

образованные

от

сложных

написание сложных существительных: юго-восточный.
прилагательных.

Правописание сложных слов с первым компонентом ПОЛ(ПОЛУ-).

Слитное

густонаселенный.

написание

сложных

Совершенствование

навыков

слов-терминов:
образования,

произношения и употребления сложных слов в речи.
19

Правописание

Отработать

производных

правильность

предлогов.

Дефисное

и написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД.

непроизводных

Слитное написание производных предлогов, образованных от

предлогов. Слитное существительных,
и

написания

наречий,

деепричастий:

ВВИДУ,

раздельное ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО,

написание союзов.

НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ,
ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА.
Игра «Кто больше»

20

Различение
НЕ

частиц Научить различать слитное и раздельное написание частиц,

и

НИ. разграничивать НЕ и НИ

Правописание

Игра «Непонятное словечко»

частиц НЕ и НИ с
разными

частями

речи.
21

Употребление Ь для Ь в середине слова.
обозначения

Ь на конце и в середине количественных числительных.

мягкости согласных; Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с
разделительные Ъ и твердыми

и

мягкими

согласными.

Умение

пользоваться

Ь; Ь правописание Ь орфографическим словарем.
на конце слов после Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место
шипящих.

разделительного

Ъ.

Разделительный

заимствованных

словах:

воробьи,

Ь

в

павильон.

русских

и

Расширение

лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о
частях

речи.

Написание

существительных

(3

Ь

после

склонение),

шипящих

на

прилагательных:

конце
ЖГУЧ,

глаголов (всегда пишется после шипящих), наречий (кроме УЖ,
ЗАМУЖ,

НЕВТЕРПЁЖ),

всех

частиц

(ЛИШЬ).

Умение

определять морфологическую принадлежность слов, составлять
словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном
значении, подбирать синонимы при определении частей речи.
22

Лексика
фразеология.
Значение
происхождение

и Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:
бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
и градации.

Значение

и

происхождение

фразеологизмов.

Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических

фразеологизмов.

единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

Использование

Презентация «Фразеологизмы из других языков»

фразеологизмов

в

речи.
23

Обогащение

Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:

лексики: паронимы, бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
синонимы, омонимы. градации.

Значение

и

происхождение

фразеологизмов.

Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических
единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.
24

Обогащение

Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:

лексики: паронимы, бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
синонимы, омонимы. градации.

Значение

и

происхождение

фразеологизмов.

Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических
единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.
Игра «Определи значение»
25

Синтаксические
нормы

Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного

языка. предложения. Сложные синтаксические конструкции.

Грамматические

Игра «Исправь ошибку»

ошибки.
26

Основные

понятия Основные понятия синтаксиса: словосочетания и предложение,

синтаксиса

структура предложения.

(словосочетания

и

предложение,
структура
предложения).
.Как
27

писатели Практическая работа по определению синтаксических средств

делают предложения выразительности
выразительными?

Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного

(синтаксические

предложения. Сложные синтаксические конструкции.

средства
выразительности)
28

Словосочетание.
Именные
глагольные
словосочетания.

Основные виды словосочетаний, по морфологическим свойствам
и главного слова. Основные признаки словосочетаний.

29

Синтаксис простого Синтаксический

и

пунктуационный

предложения.

предложения.

Грамматическая

Игра «Непростое простое предложение»

разбор

простого

разбор

простого

основа.
30

Синтаксис сложного Синтаксический
предложения.

предложения.

Грамматическая

схемам

и

пунктуационный

Конструирование

предложений

по

заданным

основа.
31

Зачем нам столько Работа
сложных

в

группах:

выдвижение

гипотезы,

аргументация.

Дискуссия

предложений?
Синтаксис сложного
предложения.
32

33

Что

выражают Значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь

выразительные

человека — один миг) в художественном произведении. Роль

средства языка?

эпитета в художественном произведении. Сравнение и способы

Изобразительно-

его оформления. Олицетворение и его роль в создании картин

выразительные

природы в художественном произведении. Метафора и ее

средства языка

разновидности.

Изобразительно-

Сюжет, композиция, стиль писателя, своеобразие поэтики,

выразительные

основные

средства языка

Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический

средства,

художественной

изобразительности.

параллелизм, оксюморон и др.
34

Комплексный анализ План комплексного анализа, опыт коллективного анализа текста.
текста.
Тематическое планирование в 9 классе

№

Тема

Кол-во часов Кол-во часов

п/п
1

по теории
Введение. Могучее средство общественного 1

всего

по практике
2

3

1

2

развития. Русский язык в современном
мире. Экология языка
2

Словари

русского

словарных статей

языка.

Создание 1

3

Нормы

современного

русского 2

2

4

Лексика и фразеология. Типы лексических 0

4

4

1

2

3

6

2

2

4

средства 1

1

2

литературного языка
4

значений слов. Новые термины.
5

Фонетика.

Фонетическая

транскрипция. 1

Трудные случаи орфоэпии.
6

Синтаксис

простого

и

сложного 3

предложения. Трудные случаи пунктуации.
7

Олимпиада по русскому языку.

8

Изобразительно-выразительные
языка.

9

Комплексный анализ текста

2

2

3

10

Тестовая работа

2

2

4
34

Личностные результаты освоения курса:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- владение читательскими умениями, достаточными для продуктивной
самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- умение передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с
изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих
идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в
устной и письменной формах.
Познавательные УУД:
- умение разъяснять значение слов общественно-политической и моральноэтической тематике, правильно их употреблять;
- составление компьютерной презентации по интернет - источникам, выступление с ней;
умение отвечать на вопросы по теме, защищать развиваемые в ней положения;
- нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из СМИ;
- владение всеми видами речевой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения
Список учебно - методической литературы для учителя:
1. Контрольно

–

измерительные материалы. Русский

язык: 9 класс

/

Сост.

Н.В.Егорова.- М.: ВАКО, 2011.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 11-е
изд.- М.: Просвещение, 2010.
3. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова.- 5-е изд.-М.:
Просвещение,2006.

4. Русский язык. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. Диск.
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
3. Мир слова русского http://www.rusword.org
4. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
5. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
Список литературы для учащихся
1.Русский язык . Основной государственный

экзамен. 9 класс/ И.В. Пасичник, Т.В.

Соловьева. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014. –
264 стр.
2.Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
3.Русский язык [Выполнение заданий части 3]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
4.Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Миронова Н.И., ЭксмоПресс, 2012 г.
5.Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».