Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского муниципального округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Тайна русского языка
класс: 8-9 классы
учебный год: 2025-2026
руководитель: Сергеева Екатерина Евгеньевна
пгт Малышева 2025
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 8-9 классов
имеет общеинтеллектуальное направление и является приложением к основной
образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 3.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (начального, основного,
среднего, общего образования);
основной Образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №3
Малышевского городского округа;
- на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы,
авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский М.: Просвещение, 2016.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за
русский язык. Внеурочные занятия способствуют формированию у школьников понятий о
законах языка и истории его развития, углублению знаний, полученных на уроках. Данная
программа
мышления
внеурочной
деятельности
предполагает
развитие
кругозора
и
учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при
изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся
учатся находить
нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как через внеурочные дополнительные занятия
прививается
любовь
к
языку,
совершенствуется
речевая,
орфографическая
и
пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая,
лингвистическая и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых
необходимо
продемонстрировать
выпускникам
основной
школы
на
итоговой
государственной аттестации. Также обучающиеся учатся планировать и оценивать свою
деятельность,
что
является
необходимым
для
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий.
Цель: воспитание уважения к русскому языку через развитие кругозора учащихся,
повышение их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умений пользоваться разнообразными словарями.
При проведении занятий используются следующие формы и методы организации
работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы:
частично-поисковые, исследовательские.
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее
обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в
познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры
речи у
обучающихся
формируются
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Возрастная ориентация программы
Программа «Тайны русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей 1416 лет (8-9 классы), различные
подходы к содержанию программы обеспечивают
усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий: занятия длительностью 40 минут проводятся один раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Лекции, беседы
Викторины, лингвистические игры, дидактические упражнения, тесты
Презентации
Практикумы (анализ языкового материала, лингвистические и дидактические
упражнения)
Содержание курса в 8 классе:
№
Раздел
п/п
программы
1
Введение.
Содержание
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и
поговорки о родном языке. Речь. Красота и богатство речи.
2.
Орфография.
Загадка двух НН. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей
речи. Словарные слова. Слитное, раздельное, дефисное написание
слов. Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи
написания. НЕ и НИ. Правописание чередующихся гласных в корнях
слов.
3.
Морфология
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как
часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая
роль в предложении. Имя прилагательное, имя числительное и
местоимение. Их основные морфологические признаки,
синтаксическая роль в предложении. Глагол, причастие и
деепричастие. Их основные морфологические признаки,
синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их
применение и употребление в речи и на письме.
4.
Синтаксис
и Строение словосочетания, его разновидности и связи. Согласование,
пунктуация
управление и примыкание. Простое и сложное предложение.
Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его
выражения. Виды сказуемых. Определение, обстоятельство и
дополнение как второстепенные члены предложения.
Односоставные
предложения:
их
односоставных
предложений
с
виды
главным
и
применение.
членом
Виды
сказуемым.
Предложения с однородными членами предложения. Признаки
однородности. Однородные и неоднородные определения
Виды
обращений.
Вводные
слова,
предложения
конструкции. Их роль и использование в тексте.
и
вставные
Предложения с
обособленными членами предложения. Обособление приложения
(распространённого и нераспространённого).
5.
Прямая и
Строение прямой речи. Строение косвенной речи.
косвенная речь.
6.
Работа с
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
текстами разных
типов.
7.
Комплексный
анализ текста
План комплексного анализа, опыт коллективного анализа текста.
Тематическое планирование в 8 классе
№
Тематика и содержание программы
п/п
1
Введение. Речь. Красота и богатство речи.
2-3
Орфография. Загадка двух НН. Правописание Н
Количество Количество
часов
часов
теории
практики
1 час
Всего
1 час
2 часа
2 часа
и НН в суффиксах разных частей речи.
Лингвистические задачи.
4
В мире словарей. Словарные слова.
1 час
1 час
5-6
Слитно, раздельно или через дефис?
1 час
1 час
2 часа
7-8
НЕ или НИ? Правописание НЕ и НИ в разных
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
частях речи. Трудные случаи написания НЕ и
НИ.
9-10
Загадки гласных букв. Правописание
чередующихся гласных в корнях слов.
Дидактические упражнения.
11
Страна Морфология. Самостоятельные и
1 час
1 час
служебные части речи. Имя существительное
как часть речи: основные морфологические
признаки, синтаксическая роль в предложении.
12
Имя прилагательное, имя числительное и
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
местоимение. Их основные морфологические
признаки, синтаксическая роль в предложении.
13
Глагол, причастие и деепричастие. Их основные
морфологические признаки, синтаксическая
роль в предложении.
14
Служебные части речи русского языка: предлог,
союз и частица. Их применение и употребление
в речи и на письме. Лингвистические задачи.
15
Синтаксис и пунктуация. Загадки сочетаемости
слов. Строение словосочетания. Составление
словосочетаний с согласованием, управлением и
примыканием.
16
Простое и сложное предложение.
17
Подлежащее и способы его выражения
1 час
1 час
18
Сказуемое и способы его выражения. Виды
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
членами
1 час
1 час
неоднородность?
1 час
1 час
Виды
1 час
1 час
В мире вводных слов. Роль вводных слов в
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
сказуемых.
19
Определение, обстоятельство и дополнение как
второстепенные члены предложения.
20
Односоставные
предложения:
применение.
Виды
их
виды
и
односоставных
предложений.
21
Предложения
с
однородными
предложения. Признаки однородности.
22
Однородность
или
Однородные и неоднородные определения.
23
Роль
обращения
в
предложении.
обращений. Построение текстов.
24
предложении.
25
Вводные предложения и вставные конструкции.
Их роль в тексте.
26
Загадки обособлений. Предложения с
обособленными членами предложения.
27
Основные принципы обособления слов в речи и
на письме. Обособление второстепенных членов
предложения.
28
Загадки приложений. Обособление приложения
(распространённого и нераспространённого).
29
Прямая и косвенная речь. Строение прямой
речи. Строение косвенной речи.
30
Перестроение прямой речи в косвенную.
31
Работа с текстом. Повествование.
1 час
1 час
32
Работа с текстом. Описание.
1 час
1 час
33
Работа с текстом. Рассуждение.
1 час
1 час
34
Комплексный анализ текста
1 час
1 час
Содержание курса в 9 классе:
№
Тема
Содержание
п/п
1
2
Язык
как
могучее Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее
средство
средство человеческого общения. Место русского среди других
общественного
языков в современном мире. Проблемы экологии языка.
развития.
Групповая работа: презентация
Словари
русского Овладение
языка.
навыками
практической
работы
Виды самостоятельное составление словарных статей
словарей.
орфографических,
лексико
-
со
словарем,
для словарей
грамматических,
толковых,
Практическая работа фразеологических, синонимов, антонимов. Словари омонимов,
3
со словарями.
паронимов, этимологический.
Нормы
Основные морфологические, синтаксические и орфоэпические
современного
нормы.
русского
существительных.
литературного языка
Язык – развивающееся явление. Примеры изменения норм
Сложные
случаи
правописания
числительных,
литературного языка из художественных произведений.
Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими
нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий
ОГЭ.
4
Тайна
русской Понятие об орфограммах и умение находить их в словах разных
орфографии.
речи
в
Части частей речи. Омонимия в морфологии.
Игра «Отгадай часть
русском речи»
языке.
5
Язык
– Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее
развивающееся
средство человеческого общения.
явление. Изменения Индивидуальные сообщения (2-3 минуты)
норм литературного
языка .
6
Состав
Морфемы
слова. Умение определять морфемы и части речи, разделять однородные
и
значение.
их члены и предложения, выделять вводные слова, обращения,
Связь обособленные
морфемного состава предложение»
и орфографии
обороты.
Игра
«Собери
слово/собери
7
Безударные гласные Отработка умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её
в
корне
слова, написание; формирование умения дифференцировать орфограмму
проверяемые
корней, обогащать словарный запас слов.
ударением.
Универсальное правило проверки безударных гласных ударением,
Правописание
его использование для правописания корней.
согласных в корнях
слов.
8
Чередующиеся
гласные
в
Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая,
корне лексическая группы.
слова. Почему есть Умение
чередующиеся
определять
части
слова,
морфологическую
принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и
гласные и согласные корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова
в русском языке?
путем осознания состава. Умение пользоваться толковым и
орфографическим словарями.
9
Правописание
Закрепление
приставок,
приставках, объяснять правильность выбора.
изменяющихся
письме.
на
10
умения
учащихся
находить
орфограмму
в
на
Приставки
-З, -С
Приставки
ПРЕ-, Умение применить орфографическое правило: выбор букв Е и И
ПРИ-.
Связь в приставках –ПРЕ и –ПРИ.
приставки
и
её
значения
11
Правописание
на Умение применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И
стыке приставки и после приставок, оканчивающихся на согласную.
корня. Ы, И после Составление алгоритма
приставок
12
О, Ё после шипящих Буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях
в
суффиксах слова. Единые правила правописания О,Е в суффиксах и
существительных
и окончаниях именных частей речи. Буква Ё после шипящих в
прилагательных.
Суффиксы
–ЕК
суффиксах и окончаниях отглагольных образований
(- Составление текста, состоящего из слов на данную орфограмму
ИК). Буквы Ч, Щ в
суффиксах
существительных.
Различение
письме
на
суффиксов
прилагательных –К-,
-СК13
Решение
тестовых Самостоятельное
заданий
14
заданий
по
всем
разделам
языкознания.
Правописание Н и Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен
НН
в
суффиксах прилагательных
и
отглагольных
образований
различных
частей (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных
речи.
связан от них существительных и наречий (ветреный – ветреность -
Как
суффикс
15
решение
со ветрено).
значением слова?
Исследовательская работа
Правописание
Закрепить
и
углубить
умение
учащихся
проводить
гласных в суффиксах орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
16
глаголов
–ОВА-(- Закрепление и отработка
ЕВА-),
–ИВА-(- глагольных суффиксов.
навыков правописания и проверки
ЫВА)
«Придумай шпаргалку»
Правописание
Умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
суффиксов
словообразованию,
действительных
морфологии
и
синтаксису
в
практике
и правописания. Умение применять орфографические правила:
страдательных
правописание
причастий
действительных
личных
окончаний
причастий
глагола
настоящего
Связаны
ли определять тип спряжения глагола.
суффиксы
со Игра «Конструктор»
и
суффиксов
времени.
Умение
значением
причастий?
17
Правописание
личных
глаголов.
Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида
окончаний для
личных
окончаний
прилагательных
и
Зачем причастий: определение падежного окончания по вопросу,
нужны спряжения?
18
правописания
заданному от главного слова.
Слитное и дефисное Сложные
прилагательные,
образованные
от
сложных
написание сложных существительных: юго-восточный.
прилагательных.
Правописание сложных слов с первым компонентом ПОЛ(ПОЛУ-).
Слитное
густонаселенный.
написание
сложных
Совершенствование
навыков
слов-терминов:
образования,
произношения и употребления сложных слов в речи.
19
Правописание
Отработать
производных
правильность
предлогов.
Дефисное
и написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД.
непроизводных
Слитное написание производных предлогов, образованных от
предлогов. Слитное существительных,
и
написания
наречий,
деепричастий:
ВВИДУ,
раздельное ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО,
написание союзов.
НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ,
ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА.
Игра «Кто больше»
20
Различение
НЕ
частиц Научить различать слитное и раздельное написание частиц,
и
НИ. разграничивать НЕ и НИ
Правописание
Игра «Непонятное словечко»
частиц НЕ и НИ с
разными
частями
речи.
21
Употребление Ь для Ь в середине слова.
обозначения
Ь на конце и в середине количественных числительных.
мягкости согласных; Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с
разделительные Ъ и твердыми
и
мягкими
согласными.
Умение
пользоваться
Ь; Ь правописание Ь орфографическим словарем.
на конце слов после Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место
шипящих.
разделительного
Ъ.
Разделительный
заимствованных
словах:
воробьи,
Ь
в
павильон.
русских
и
Расширение
лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о
частях
речи.
Написание
существительных
(3
Ь
после
склонение),
шипящих
на
прилагательных:
конце
ЖГУЧ,
глаголов (всегда пишется после шипящих), наречий (кроме УЖ,
ЗАМУЖ,
НЕВТЕРПЁЖ),
всех
частиц
(ЛИШЬ).
Умение
определять морфологическую принадлежность слов, составлять
словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном
значении, подбирать синонимы при определении частей речи.
22
Лексика
фразеология.
Значение
происхождение
и Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:
бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
и градации.
Значение
и
происхождение
фразеологизмов.
Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических
фразеологизмов.
единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.
Использование
Презентация «Фразеологизмы из других языков»
фразеологизмов
в
речи.
23
Обогащение
Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:
лексики: паронимы, бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
синонимы, омонимы. градации.
Значение
и
происхождение
фразеологизмов.
Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических
единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.
24
Обогащение
Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы:
лексики: паронимы, бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о
синонимы, омонимы. градации.
Значение
и
происхождение
фразеологизмов.
Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических
единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.
Игра «Определи значение»
25
Синтаксические
нормы
Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного
языка. предложения. Сложные синтаксические конструкции.
Грамматические
Игра «Исправь ошибку»
ошибки.
26
Основные
понятия Основные понятия синтаксиса: словосочетания и предложение,
синтаксиса
структура предложения.
(словосочетания
и
предложение,
структура
предложения).
.Как
27
писатели Практическая работа по определению синтаксических средств
делают предложения выразительности
выразительными?
Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного
(синтаксические
предложения. Сложные синтаксические конструкции.
средства
выразительности)
28
Словосочетание.
Именные
глагольные
словосочетания.
Основные виды словосочетаний, по морфологическим свойствам
и главного слова. Основные признаки словосочетаний.
29
Синтаксис простого Синтаксический
и
пунктуационный
предложения.
предложения.
Грамматическая
Игра «Непростое простое предложение»
разбор
простого
разбор
простого
основа.
30
Синтаксис сложного Синтаксический
предложения.
предложения.
Грамматическая
схемам
и
пунктуационный
Конструирование
предложений
по
заданным
основа.
31
Зачем нам столько Работа
сложных
в
группах:
выдвижение
гипотезы,
аргументация.
Дискуссия
предложений?
Синтаксис сложного
предложения.
32
33
Что
выражают Значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь
выразительные
человека — один миг) в художественном произведении. Роль
средства языка?
эпитета в художественном произведении. Сравнение и способы
Изобразительно-
его оформления. Олицетворение и его роль в создании картин
выразительные
природы в художественном произведении. Метафора и ее
средства языка
разновидности.
Изобразительно-
Сюжет, композиция, стиль писателя, своеобразие поэтики,
выразительные
основные
средства языка
Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический
средства,
художественной
изобразительности.
параллелизм, оксюморон и др.
34
Комплексный анализ План комплексного анализа, опыт коллективного анализа текста.
текста.
Тематическое планирование в 9 классе
№
Тема
Кол-во часов Кол-во часов
п/п
1
по теории
Введение. Могучее средство общественного 1
всего
по практике
2
3
1
2
развития. Русский язык в современном
мире. Экология языка
2
Словари
русского
словарных статей
языка.
Создание 1
3
Нормы
современного
русского 2
2
4
Лексика и фразеология. Типы лексических 0
4
4
1
2
3
6
2
2
4
средства 1
1
2
литературного языка
4
значений слов. Новые термины.
5
Фонетика.
Фонетическая
транскрипция. 1
Трудные случаи орфоэпии.
6
Синтаксис
простого
и
сложного 3
предложения. Трудные случаи пунктуации.
7
Олимпиада по русскому языку.
8
Изобразительно-выразительные
языка.
9
Комплексный анализ текста
2
2
3
10
Тестовая работа
2
2
4
34
Личностные результаты освоения курса:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- владение читательскими умениями, достаточными для продуктивной
самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- умение передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с
изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих
идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в
устной и письменной формах.
Познавательные УУД:
- умение разъяснять значение слов общественно-политической и моральноэтической тематике, правильно их употреблять;
- составление компьютерной презентации по интернет - источникам, выступление с ней;
умение отвечать на вопросы по теме, защищать развиваемые в ней положения;
- нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из СМИ;
- владение всеми видами речевой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения
Список учебно - методической литературы для учителя:
1. Контрольно
–
измерительные материалы. Русский
язык: 9 класс
/
Сост.
Н.В.Егорова.- М.: ВАКО, 2011.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 11-е
изд.- М.: Просвещение, 2010.
3. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова.- 5-е изд.-М.:
Просвещение,2006.
4. Русский язык. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. Диск.
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
3. Мир слова русского http://www.rusword.org
4. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
5. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
Список литературы для учащихся
1.Русский язык . Основной государственный
экзамен. 9 класс/ И.В. Пасичник, Т.В.
Соловьева. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014. –
264 стр.
2.Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион, 2012 г.
3.Русский язык [Выполнение заданий части 3]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
4.Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Миронова Н.И., ЭксмоПресс, 2012 г.
5.Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2014 г.