МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Отдел образования администрации
Малышевского муниципального округа
МАОУ СОШ № 3
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ №3
№ 218/од от 05.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Пропедевтический курс химии»
для обучающихся 7 класса
пгт. Малышева, 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Пропедевтический курс химии»
основного общего образования рассчитана на обучающихся 7 классов.
Учебный курс «Пропедевтический курс химии» учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования, прежде всего, ставит
своей целью сформировать устойчивый интерес к дальнейшему изучению
учебного предмета «Химия». Обучающиеся получат возможность
осмыслить место химии среди естественно- научных дисциплин,
познакомиться с предметом изучения химии, изучить основные наиболее
важные химические теории и законы, а также посмотреть на мир объектов
материального мира глазами химика.
Отправной точкой для данного курса явился ранее изученный
материал естественно-научных учебных предметов — биологии,
географии, физики, а также математики. Через обобщение ранее
изученного выстраивается содержание данного курса, изучение которого
призвано существенно повысить качество достижения предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования (далее—ООП ООО) в части учебного предмета
«Химия», изучение которого отнесено к 8 и 9 классам.
В целях формирования химического взгляда на мир в курсе
проводятся широкие корреляции между полученными в классе
элементарными химическими знаниями и навыками, с одной стороны, и
свойствами объектов, которые известны обучающимся в повседневной
жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне, — с
другой. Обучающимся предлагается посмотреть на воздух, кислород,
углекислый газ, воду, поваренную соль, глюкозу, газ, нефть, уголь,
металлы и сплавы, стекло, фаянс и фарфор, полимеры с позиции химии.
Основное общее образование направлено на подготовку
обучающихся к осознанному выбору жизненного и профессионального
пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути
их достижения, использовать приобретенный в образовательной
организации опыт деятельности в реальной жизни. В ФГОС ООО
выделены три главные цели основного общего образования. Это
основанное на приобретенных знаниях формирование целостного
представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Изучение химии на уровне основного общего образования должно
обеспечить:
2
формирование
системы
химических
знаний
как части естественно-научной картины мироздания;
2)
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и
нравственное
совершенствование,
формирование
гуманистических
отношений, воспитание бережного отношения к природе;
3)
понимание потребности общества в развитии химии и
возможности выбора химии в качестве будущей специальности;
приобретение навыка безопасной работы с веществами, включая те, с
которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни.
1)
УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 3 реализуется в том числе и
через использование воспитательного потенциала уроков пропедевтический курс
химии. Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий,
которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
3
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач,
что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного
решения теоретической проблемы, генерирования и оформления
собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоциональнокомфортной среды.
Содержание образования пропедевтического курса «Пропедевтический курс
химии»
Введение
Природа. Физические тела. Явления природы. Естествознание.
Естественные науки. Предмет изучения химии. Место химии среди
естественных наук. Объекты живой и неживой природы. Уровни
организации неживой и живой материи.
Атом—наименьшая частица вещества. Неизменность атомов в
химических превращениях. Химический элемент. Символы атомов
химических элементов. Ядерная реакция. Происхождение элементов.
Простые вещества. Сложные вещества (химические соединения).
Химическая формула. Числовой индекс. Открытие химических элементов.
Атомы устойчивые и неустойчивые. Круговороты атомов химических
элементов в природе (кислорода, азота и углерода). Фотосинтез как один
из путей круговорота углерода.
Распределение атомов химических элементов в космосе (Вселенной,
нашей Галактике, Солнечной системе) и на Земле. Водород и гелий —
самые распространенные элементы во Вселенной. Кислород—самый
распространенный элемент на Земле. Наиболее распространенные
элементы в разных частях Земли. Химические элементы в живых
организмах: элементы жизни, макро и микроэлементы. Биологически
активные вещества.
Устойчивые (стабильные) и неустойчивые (радиоактивные)
4
химические элементы. Радиоактивный распад. Радиоактивность. Изотопы.
Применение неустойчивых (радиоактивных) атомов. Цепная реакция.
Атомная энергия. Жизнь и деятельность А.А.Беккереля.
Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны), их
основные характеристики — масса и заряд. Ядро атома. Массовое число.
Взаимосвязь массового числа с числом протонов и нейтронов. Атомная
единица массы. Порядковый номер элемента. Электронная оболочка
атома. Жизнь и деятельность Э.Резерфорда.
Химический элемент как совокупность атомов, имеющих одинаковый
заряд ядра. Сравнительный состав изотопов водорода и углерода. Способы
обозначения изотопов.
История создания Периодической системы химических элементов.
Периодичность. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая
система. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Периодическая система Д. И. Менделеева. Длинныйи короткий
варианты Периодической системы Д. И. Менделеева. Периоды: короткие и
длинные. Группы, главные и побочные подгруппы. Информация о
химическом элементе, содержащаяся в Периодической системе
Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Н.Бора.
Молекула. Понятие о химической связи. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения, их характеристика. Строение молекул. Модели
молекул: шаростержневые и масштабные. Молекулярная масса. Примеры
веществ молекулярного строения: перекись водорода, молекулярный
водород, молекулярный кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный
иод, вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт
(этиловый спирт), глицерин, уксус (уксусная кислота), глюкоза, сахар
(сахароза).
Агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное) и их
характеристика. Строение воды в твердом, жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Физические процессы:
плавление, кристаллизация, испарение, конденсация, сублимация
(возгонка). Физические свойства вещества (температура плавления и
температура кипения).
Кристаллы. Кристаллическая решетка. Ионы. Кристаллическая
решетка поваренной соли. Формы кристаллов различных веществ (куб,
октаэдр, додекаэдр, ромбоэдр, столбчатые и пластинчатые кристаллы).
Сростки. Друзы. Дендриты.
Классификация веществ по составу. Индивидуальные (чистые)
вещества и смеси. Простые вещества. Сложные вещества (химические
соединения). Металлы и неметаллы, их свойства. Неорганические и
5
органические вещества. Основные классы неорганических веществ:
оксиды, кислоты (соляная, серная, азотная, угольная, фосфорная), соли,
основания. Щелочи.
Физические и химические явления. Химическая реакция. Реагенты и
продукты реакции. Закон сохранения массы. Уравнение химической
реакции. Коэффициенты. Признаки химических реакций: изменение
цвета, образование осадка,
выделение газа, выделение или поглощение тепла, возникновение света.
Демонстрации
Периодическая система Д. И. Менделеева. Образцы веществ
молекулярного и немолекулярного строения. Модели некоторых простых
молекул (вода, углекислый газ, кислород, водород). Плавление воска
(парафина) как пример физического явления. Кипение воды как пример
физического явления. Кристаллическая решетка хлорида натрия. Образцы
индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и
смесей (растворы, гранит). Знакомство с образцами оксидов, кислот, солей,
оснований. Горение восковой (парафиновой) свечи как пример
химического явления. Появление окраски фенолфталеина в присутствии
щелочи (известковой воды) как химическое явление. Помутнение
известковой воды при действии углекислого газа как химическое явление.
Реакции,
демонстрирующие
признаки
химических
реакций:
взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в кислой среде,
взаимодействие хлорида натрия с нитратом серебра, взаимодействие
карбоната натрия с соляной кислотой, взаимодействие хлорида аммония с
гидроксидом натрия, горение магния.
Экспериментальная работа с веществами
Растворение. Растворитель. Раствор. Растворимость. Насыщенный
раствор. Массовая доля (процентная концентрация) растворенного
вещества. Лабораторная посуда: пробирки, химические стаканы, колбы
(плоскодонные с шаровидным и коническим туловом), воронки,
цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели, ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Фильтрование. Фильтры. Изготовление фильтра. Материалы для
фильтров.
Значение фильтрования в повседневной жизни.
Нагревание. Способы нагревания. Кальцинация. Оборудование для
нагревания: газовые печи, электрические печи, электроплитки, газовые
горелки и спиртовки.
Выпаривание. Лабораторное оборудование для выпаривания: газовая
горелка, электроплитка, выпарительная фарфоровая чашка, водяная баня.
6
Дистилляция (перегонка). Дистилляторы. Дистиллированная
Кристаллизация. Особенности роста кристаллов.
вода.
Демонстрации
Растворы медного купороса различной концентрации. Образцы
фильтров. Оборудование для нагревания: электроплитки, газовые горелки
и спиртовки. Нагревание жидкостей в стакане и в пробирке. Выделение
хлорофилла из зеленого листа при обработке его горячим этиловым
спиртом. Кристаллизация нитрата калия при охлаждении его насыщенного
раствора.
Лабораторные опыты
Лабораторный опыт 1. Приготовление раствора поваренной соли.
Лабораторный опыт 2. Приготовление раствора медного купороса.
Лабораторный опыт 3. Разделение смеси песка и поваренной соли
фильтрованием.
Лабораторный опыт 4. Нагревание на электроплитке.
Лабораторный опыт 5. Строение пламени свечи.
Лабораторный опыт 6. Кристаллизация калийной селитры.
Вещества вокруг нас
Воздух. Атмосфера Земли. Химический состав воздуха. Свойства
воздуха. Влажность. Кислород — самый активный компонент воздуха.
Горение веществ в кислороде. Окисление кислородом органических
веществ—источник энергии живых организмов. Разделение воздухана азоти
кислород. Применение кислорода. Состав воздуха древней Земли. Появление
кислорода в атмосфере Земли. Качество воздуха. Токсичные вещества в
воздухе. Озон.
Вода — самое распространенное на Земле сложное вещество.
Круговорот воды на Земле. Агрегатные состояния воды. Пресная вода.
Дистиллированная вода. Вода
— основной компонент всех живых организмов. Вода в организме человека.
Роль воды в промышленности и сельском хозяйстве. Строение молекулы
воды. Молекула воды как диполь. Водородная связь и ее влияние на
физические свойства воды. Вода— важнейший растворитель.
Углекислый газ: состав и строение молекулы. Агрегатные состояния
и физические свойства углекислого газа. Растворимость углекислого газа в
воде. Угольная кислота. Химическая активность углекислого газа. Роль
углекислого газа в природе. Углекислый газ — «парниковый газ». Рост
содержания углекислого газа в атмосфере. Процессы, приводящие к
выделению углекислого газа в атмосферу.
7
Качественная реакция на углекислый газ.
Поваренная соль—хлорид натрия. Физические свойства поваренной
соли. Значение поваренной соли для живых организмов. Нахождение
поваренной соли в природе. Применение поваренной соли. Каменная соль
(галит), ее добыча. Поваренная соль в морской воде и соляных озерах.
Самосадочная соль. Классификация поваренной соли по степени чистоты
и по степени измельченности. Иодированная пищевая соль.
Глюкоза — самый известный представитель углеводов. Формула
глюкозы. Физические свойства глюкозы. Растворимость глюкозы в воде.
Применение глюкозы в кондитерской промышленности. Глюкоза —
основной источник энергии живых организмов. Аэробное и анаэробное
окисление глюкозы. Гликоген и крахмал как источники глюкозы в живых
организмах. Брожение и его применение для получения пищевых
продуктов.
Минералы. Горные породы. Химический состав минералов: кварца,
кальцита, магнетита (магнитного железняка), родонита. Горные породы:
магматические, осадочные, метаморфические. Глина, песок, известняк,
мрамор: состав, свойства, применение. Известь негашеная и гашеная:
получение и применение. Известковая вода и известковое молоко.
Природный газ, его состав. Метан: состав молекулы, свойства и
применение. Нефть: состав, свойства, применение. Последствия разлития
нефти на водных поверхностях морей и океанов. Переработка нефти:
перегонка и крекинг. Продукты переработки нефти и их применение.
Нефть, природный и сланцевый газ, бурый и каменный уголь, торф: их
образование и залегание в земной коре. Антрацит. Коксование угля.
Продукты коксования (кокс, каменноугольная смола и светильный
(коксовый) газ) и их применение. Применение торфа.
Демонстрации
Демонстрационный опыт «Кислород из таблеток». Качественная
реакция на углекислый газ. Кристаллическая решетка хлорида натрия.
Образцы глюкозы, сахарозы, крахмала. Коллекция «Минералы и горные
породы». Коллекция «Раздаточные образцы полезных ископаемых и
металлов». Коллекция «Кварц в природе». Приготовление известковой
воды. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Коллекция
«Каменный уголь и продукты его переработки». Коллекция «Торф и
продукты его переработки».
Знакомство с материалами
Металлы. Представители металлов — железо, медь, алюминий, цинк,
олово, свинец, серебро, золото, платина, ртуть. Окисление кислородом
воздуха. Свойства металлов. Пластичность. Тягучесть. Сплавы
8
(дуралюмин, чугун, сталь, латунь и бронза): состав, свойства, применение.
Промышленная добыча металлов из руд: получение цинка из цинковой
обманки и чугуна из железной руды. Металлы, находящиеся в природе в
самородном виде: золото и платина. Применение металлов.
Стекла как аморфные тела. Кварцевое и силикатное стекло: состав,
получение, свойства. Получение высокохудожественных изделий ручным
выдуванием из стекла. Окраска стекол ионами металлов. Смальты —
глушеные (непрозрачные) стекла. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.
Применение стекол.
Керамика (фарфор и фаянс): способ получения, свойства. Глазурь.
Применение керамики.
Полимеры. Образование полимеров из мономеров. Макромолекула.
Виды полимеров: пластики (полиэтилен, полипропилен, поликарбонаты,
тефлон,
полиэтилентерефталат),
эластомеры
(каучуки,
резина),
полимерные волокна. Особенности получения полимеров, их применение.
Синтетические и природные полимеры.
Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его сплавы». Коллекция «Железо и его
сплавы». Коллекция «Раздаточные образцы полезных ископаемых и
металлов». Коллекция «Чугун и сталь». Коллекция «Стекло и изделия из
стекла». Коллекция образцов фарфора, фаянса, обожженной глины.
Коллекция «Пластмассы». Коллекция «Каучук и продукты его
переработки». Коллекция «Волокна».
Типы расчетных задач
Вычисление относительной молекулярной массы веществ.
2.
Составление формулы вещества по атомным
процентам и соотношению масс элементов.
1.
Вычисление атомной и массовой доли элемента по химической
формуле на примере воды.
4.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
3.
Темы практических работ
Практическая работа1. Простейшие химические операции.
Практическая работа 2. Правила работы со спиртовкой. Нагревание
жидкостей.
Занимательные опыты
Опыт 1. Приготовление известковой воды.
Опыт 2. Горение магния.
9
Опыт 3. Окисление меди.
Опыт 4. Растворяем металлы в кислотах.
Опыт 5. Получаем кислород.
Опыт 6. Универсальный индикатор. Опыт 7. Изучаем газировку.
Опыт 8. Соленая газировка.
Опыт 9. «Розовое молоко».
Опыт 10. «Розовое молоко» опять становится прозрачным.
Опыт 11. Известковая вода мутнеет.
Опыт 12. Известковая вода сначала мутнеет, а потом становится
прозрачной.
Опыт 13. Муть появляется снова и не исчезает.
Опыт 14. Опять выпадает мел.
Опыт 15. Готовим насыщенный раствор.
Опыт 16. Выращиваем кристаллы поваренной соли.
Опыт 17. «Золотой дождь».
Опыт 18. Несгораемая нить.
Опыт 19. Кристаллы в пробирке.
Опыт 20. Выращиваем кристаллы.
Опыт 21. Горючая нить.
Опыт 22. Нить горит малиновым пламенем.
Опыт 23. Нить горит зеленым пламенем.
Опыт 24. Селитряная бумага.
Опыт 25. Соревнование нитей.
Планируемые результаты освоения пропедевтического курса
«Пропедевтический курс химии»
Планируемыми личностными результатами в рамках освоения
пропедевтического курса «Пропедевтический курс химии» учебного
предмета «Химия» на уровне основного общего образования являются:
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому
и настоящему
многонационального
народа
России,
чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека
с
российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России);
10
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
3.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию
допустимых
способов
диалога и способность к ведению переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
5.
11
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности
эстетического
характера
(способность
понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
сформированность
основ
художественной
культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни
и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное ви́дение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженное в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
9. Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления,
наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
8.
12
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому
отражению
природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
Планируемые метапредметные результаты освоения пропедевтического
курса «Пропедевтический курс химии»
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является
овладение обучающимися основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе при изучении всех предметов будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
—
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий—концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
—
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
—
13
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов
работы и образовательных технологий.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения пропедевтического курса «Пропедевтический
курс химии» учебного предмета «Химия» на уровне основного общего
образования Выпускник научится:
—
раскрывать смысл основных химических понятий
«атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество»,
«сложное вещество», «химическая формула», «химическая реакция»,
используя
знаковую систему химии;
—
называть химические элементы и записывать символы важнейших
химических элементов;
—
называть химические формулы веществ;
—
сравнивать распространенность водорода, гелия, кислорода и
других элементов на планете Земля и во Вселенной;
—
определять состав веществ по их формулам;
—
раскрывать смысл закона сохранения массы веществ;
—
демонстрировать понимание термина «биологически активные
вещества»;
—
выявлять различия между индивидуальным веществом и смесью;
—
раскрывать различия между веществами молекулярного и
немолекулярного строения;
—
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ,
выделяя их существенные признаки;
—
различать химические и физические явления;
—
называть признаки и условия протекания химических реакций;
—
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции при выполнении химического опыта;
—
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
различать и называть химическую посуду: пробирки, химические
стаканы, колбы, воронки, цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели,
ложки, ступки с пестиками, выпарительные чашки;
—
14
различать и называть оборудование для нагревания и выпаривания:
газовые печи, электрические печи, электроплитки, газовые горелки,
спиртовки, выпарительную фарфоровую чашку, водяную баню;
—
изготавливать фильтр из фильтровальной бумаги;
—
использовать на практике приемы приготовления раствора,
фильтрования, переливания жидкости и отбора жидкости при помощи
стеклянной трубочки, кристаллизации;
—
описывать строение пламени свечи;
—
описывать строение спиртовки;
—
распознавать опытным путем углекислый газ;
—
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
—
вычислять относительную молекулярную массу веществ;
—
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
—
вычислять атомную и массовую долю элемента по химической
формуле на примере воды;
—
определять число протонов, нейтронов и электронов в
конкретном атоме (изотопе);
—
определять состав веществ (качественный и количественный) по их
формулам;
—
описывать химические реакции, лежащие в основе получения
силикатного стекла;
—
объяснять появление кислорода в атмосфере Земли;
—
описывать состав, свойства, способы получения и применения
изученных полимерных материалов: пластмасс, волокон, эластомеров;
—
объяснять связь строения полимера с его свойствами;
—
классифицировать химические элементы в живых организмах на
элементы жизни, макро и микроэлементы;
—
классифицировать вещества на простые и сложные, металлы и
неметаллы, неорганические и органические;
—
классифицировать
неорганические
вещества на
оксиды,
кислоты,
соли, основания;
— классифицировать поваренную соль по степени чистоты и по
степени измельченности; определять понятия «радиоактивный распад»,
«радиоактивность», «атомная энергия», «температура плавления»,
«температура кипения», «ион», «кристаллы», «кристаллическая решетка»,
«реагенты», «продукты реакции», растворитель «растворимость»,
«насыщенный раствор», «фильтрование»,
«фильтры»,«нагревание»,«кальцинация»,«выпаривание»,«дистилляция»,«кри
сталлизация», «пресная вода», «дистиллированная
вода», «магматические горные породы», «осадочные горные породы»,
«метаморфические
горные породы»,«перегонка», «крекинг»,
—
15
«коксование», «мономер», «полимер», «макромолекула»;
—
описывать строение длинного и короткого вариантов
Периодической системы Д.И.Менделеева;
—
приводить примеры веществ молекулярного строения;
—
приводить примеры кристаллических и аморфных веществ;
—
приводить примеры индивидуальных веществ и смесей из
повседневной жизни;
—
приводить примеры веществ: простых и сложных, металлов и
неметаллов, неорганических и органических;
—
приводить примеры токсичных веществ в воздухе;
—
приводить примеры практического использования продуктов
переработки природного газа, нефти и каменного угля;
—
различать синтетические и природные полимеры;
—
раскрывать роль воды в организме человека, промышленности и
сельском хозяйстве;
—
раскрывать значение глюкозы для живых организмов;
—
раскрывать смысл понятий «природа», «физические тела», «явления
природы», «естествознание», «естественные науки», «изотопы»,
«элементарные частицы», «протоны», «нейтроны», «электроны», «ядро
атома», «массовое число»,
«атомная единица массы», «порядковый номер элемента», «электронная
оболочка атома», «периодичность»,
«Периодическая система», «химическая связь», «кристаллические
вещества», «аморфные вещества», «физические свойства», «химические
явления», «физические явления», «растворение», «раствор»;
—
демонстрировать знание истории создания Периодической
системы химических элементов;
—
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;
—
описывать строение молекул по их моделям;
—
характеризовать предмет изучения химии;
—
характеризовать объекты живой и неживой природы и уровни их
организации;
характеризовать фотосинтез как составную часть круговорота
углерода;
—
характеризовать применение неустойчивых (радиоактивных) атомов;
—
характеризовать и сравнивать изотопы водорода и углерода;
—
характеризовать химический элемент на основе информации,
содержащейся в
Периодической системе Д. И. Менделеева;
—
характеризовать физические процессы: плавление,
кристаллизацию, испарение, конденсацию, сублимацию (возгонку);
—
характеризовать
зависимость
физических свойств
—
16
веществ
от
строения веществ;
—
характеризовать основные классы неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований, солей;
—
характеризовать свойства металлов и неметаллов;
—
описывать способ разделения воздуха на кислород и азот;
—
характеризовать особенности роста кристаллов;
—
характеризовать состав воздуха древней Земли;
—
характеризовать свойства воздуха в сравнении со свойствами
входящих в него индивидуальных веществ;
—
характеризовать физические свойства простого вещества—кислорода;
—
характеризовать применение кислорода;
—
характеризовать физические свойства воды;
—
характеризовать состав и строение молекулы, важнейшие
физические и химические свойства углекислого газа и его роль в природе;
—
характеризовать нахождение в природе, состав, физические
свойства, применение и значение для живых организмов поваренной соли;
—
характеризовать качественный и количественный состав молекулы
глюкозы, ее физические и химические (горение и брожение) свойства,
применение и нахождение в природе;
—
характеризовать химический состав, свойства и применение
минералов: кварца, кальцита, магнетита (магнитного железняка),
родонита, серы, золота, меди;
—
характеризовать химический состав, свойства и применение горных
пород: глины, песка, известняка, мрамора;
—
характеризовать образование и залегание в земной коре природного
газа, сланцевого газа, нефти, каменного угля, торфа;
характеризовать состав молекулы, свойства и применение метана;
—
характеризовать состав, свойства и применение нефти,
каменного угля и торфа;
—
характеризовать основные направления использования и
переработки нефти, природного газа и каменного угля;
—
характеризовать нахождение в природе, получение, свойства
и области применения металлов;
—
характеризовать состав, свойства и применение наиболее известных
сплавов;
—
характеризовать состав, получение, свойства, применение
кварцевого и силикатного стекла;
—
характеризовать состав цветных стекол;
—
характеризовать получение, свойства, применение керамики (фарфора,
фаянса);
—
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды
на организм человека;
—
17
—
—
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и
деятельности А. А. Беккереля, Э. Резерфорда, Д.И.Менделеева,
Н.Бора, М.В.Ломоносова;
—
раскрывать смысл понятия «водородная связь»;
—
составлять формулы веществ по атомным процентам
и соотношению масс элементов;
—
называть молекулярные вещества по их формулам:
перекись водорода, молекулярный водород, молекулярный
кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный иод, вода,
аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт
(этиловый спирт), глицерин, уксус (уксусная кислота), глюкоза,
сахар (сахароза);
—
называть соединения изученных классов неорганических
веществ;
—
составлять уравнения химических реакций по схемам
реакций;
—
устанавливать причинно-следственные связи между
строением воды и ее физическими свойствами;
—
использовать приобретенные знания для
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
—
объективно оценивать информацию о веществах и
химических процессах;
—
критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации.
Тематическое планирование пропедевтического курса
«Пропедевтический курс химии»
Тематическое планирование приведено из расчета 1 час в неделю.
18
(всего 34 ч, из них 2 ч—резервное время)
Номер Количе
п/п ство
часов
Тема урока
Основное содержание темы
Характеристика основных видов деятельности
ВВЕДЕНИЕ(1ч)
1
1
Введение. Из
чего состоит мир
Природа. Физические тела. Явления
природы. Естествознание. Естественные
науки. Предмет изучения химии,
место химии среди естественных наук.
Объекты живой и неживой природы.
Уровни организации неживой и живой
материи
Раскрывать смысл понятий «природа»,
«физические тела», «явления природы»,
«естествознание», «естественные науки».
Характеризовать предмет изучения химии.
Демонстрировать понимание места химии среди
естественных наук.
Характеризовать объекты живой и неживой природы и
уровни
их организации
ТЕМА1.ОТ АТОМА ДО ВЕЩЕСТВА(13ч)
2
1
Вечные атомы
Атом—наименьшая частица вещества.
Неизменность атомов в химических
превращениях. Химический элемент.
Символы атомов химических
элементов. Ядерная реакция.
Происхождение элементов. Простые
вещества. Сложные вещества
(химические соединения). Химическая
формула.
Числовой индекс. Открытие химических
элементов. Атомы устойчивые и
неустойчивые.
19
Раскрывать смысл основных химических понятий
«атом»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное
веще- ство», «химическая формула», используя
знаковую систему химии.
Различать понятия «атом» и «химический элемент».
Называть химические элементы и записывать символы
важнейших химических элементов.
Различать простые и сложные вещества. Называть
химические формулы веществ. Определять состав
веществ по их формулам. Демонстрировать понимание
деления атомов на устойчивые и неустойчивые.
Демонстрировать представление о круговоротах атомов химических элементов в природе.
Круговороты атомов химических
элементов в природе (кислорода, азота и
углерода).Фотосинтез как один из путей
круговорота углерода
Характеризовать фотосинтез как составную часть круговорота
углерода
3
1
Атомы
в космосе, на
Земле
и в организме
Распределение атомов химических
элементов в космосе( Вселенной, нашей
Галактике, Солнечной системе) и на
Земле. Водород и гелий — самые распространенные элементы во Вселенной.
Кислород—самый распространенный
элемент на Земле. Наиболее распространенные элементы в разных частях
Земли. Химические элементы в живых
организмах: элементы жизни, макро и
микроэлементы. Биологически активные
вещества
Демонстрировать знание наиболее распространенных элементов
нашей Вселенной и планеты Земля.
Сравнивать распространенность водорода, гелия, кислорода и
других элементов на планете Земля и во Вселенной.
Демонстрировать понимание термина «биологически активные
вещества». Классифицировать химические элементы в живых
организмах на элементы жизни, макро и микроэлементы
4
1
Неустойчивые
томы
Устойчивые (стабильные) и
неустойчивые (радиоактивные)
химические элементы. Радиоактивный
распад. Радиоактивность. Изотопы.
Применение неустойчивых (радиоактивных) атомов .Цепная реакция. Атомная
энергия. Жизнь и деятельность
А.А.Беккереля
Раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«химический элемент», используя знаковую систему химии.
Определять понятия «радиоактивный распад»,
«радиоактивность», «атомная энергия».
Раскрывать смысл понятия «изотопы». Характеризовать
применение неустойчивых (радиоактивных) атомов.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о
жизни и деятельности А.А.Беккереля
5
1
Как устроен атом
Элементарные частицы (протоны,
нейтроны и электроны), их основные
характеристики —масса и заряд.
Ядро атома.
Массовое число. Взаимосвязь
массового числа с числом протонов и
нейтронов. Атомная единица массы.
Порядковый номер элемента.
Электронная оболочка атома. Жизнь и
деятельность Э.Резерфорда
Раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«химический элемент», используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятий «элементарные частицы»,
«протоны», «нейтроны», «электроны», «ядро атома», «массовое
число», «атомная единица массы», «порядковый номер
элемента», «электронная оболочка атома». Определять число
протонов, нейтронов и электронов в конкретном атоме (изотопе).
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о
жизни и деятельности Э.Резерфорда
20
6
1
Изотопы
Химический элемент как совокупность
атомов, имеющих одинаковый заряд
ядра.
Сравнительный состав изотопов
водорода и углерода.
Способы обозначения изотопов
Раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«химический элемент», используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятий «изотопы», «элементарные частицы»,
«протоны», «нейтроны».
Характеризовать и сравнивать изотопы водорода и углерода.
Демонстрировать знание способов обозначения изотопов
7
1
История создания Периодической
системы
химических
элементов
Демонстрировать знание истории создания Периодической
системы химических элементов.
Раскрывать смысл понятия «периодичность».
Раскрывать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о
жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии
8
1
Структура
Периодической
системы
История создания Периодической
системы химических элементов.
Периодичность. Периодический закон
Д. И.Менделеева. Периодическая
система.
Жизнь и деятельность
Д.И.Менделеева.
Демонстрации Периодическая
система химических элементов
Д.И.Менделеева
Периодическая система
Д.И.Менделеева. Длинный
и короткий варианты Периодической
системы Д.И. Менделеева. Периоды:
короткие и длинные. Группы, главные и
побочные подгруппы. Информация
о химическом элементе, содержащаяся
в Периодической системе
Д.И.Менделеева. Жизнь и
деятельность Н.Бора.
Демонстрации Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева
9
1
Атомы
соединяются в
молекулы
Молекула. Понятие о химической связи.
Вещества молекулярного и
немолекулярного строения, их
характеристика. Строение молекул.
Модели молекул: шаростержневые
и масштабные. Молекулярная масса.
Примеры веществ молекулярного
строения: перекись водорода,
молекулярный водород, молекулярный
кислород, озон, молекулярный азот,
Раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«химический элемент», «молекула», используя знаковую
систему химии.
Раскрывать смысл понятия «химическая связь».
Раскрывать различие между веществами молекулярного и
немолекулярного строения.
Приводить примеры веществ молекулярного
строения.
Описывать строение молекул по ихмоделям.
Называть химические элементы. Определять состав веществ
21
Раскрывать смысл понятия
«Периодическая система».
Описывать строение длинного и короткого вариантов
Периодической системы Д.И.Менделеева.
Характеризовать химический элемент на основе информации,
содержащейся в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о
жизни и деятельности Н.Бора.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии
10
1
Газы, жидкости
и
твердые
вещества
11
1
Кристаллическа
я
структура
вещества
молекулярный иод, вода, аммиак,
углекислый газ, фуллерен, метан,
этилен, спирт (этиловый спирт),
глицерин, уксус (уксусная кислота),
глюкоза, сахар(сахароза).
Демонстрации
Образцы веществ молекулярного и
немолекулярного строения.
Модели некоторых простых молекул
(вода, углекислый газ, кислород,
водород)
(качественный и количественный) по их формулам.
Вычислять относительную молекулярную массу веществ.
Составлять формулы веществ по атомным процентам и
соотношению масс элементов.
Называть молекулярные вещества по их формулам:
перекись водорода, молекулярный водород, молекулярный
кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный иод,
вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен,
спирт (этиловый спирт), глицерин, уксус (уксусная
кислота), глюкоза, сахар (сахароза).
Наблюдать демонстрируемые модели молекул.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
Агрегатные состоянии вещества
(твердое, жидкое, газообразное) и их
характеристика. Строение воды в
твердом, жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические и
аморфные вещества.
Физические процессы: плавление,
кристаллизация, испарение, конденсация,
сублимация (возгонка). Физические
свойства вещества (температура
плавления и температура кипения).
Демонстрации
Плавление воска (парафина) как
пример физического явления.
Кипение воды как пример физического
явления
Кристаллы. Кристаллическая решетка.
Ионы. Кристаллическая решетка
поваренной соли. Формы кристаллов
различных веществ (куб, октаэдр,
додекаэдр, ромбоэдр, столбчатые
И пластинчатые кристаллы). Сростки.
Друзы. Дендриты. Демонстрации
Кристаллическая решетка хлорида
натрия
Описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ,
выделяя их существенные признаки.
Раскрывать смысл понятий «кристаллические вещества»,
«аморфные вещества», «физические свойства».
Определять понятия «температура плавления»,
«температура кипения». Приводить примеры
кристаллических и аморфных веществ.
Характеризовать физические процессы: плавление,
кристаллизацию, испарение, конденсацию, сублимацию
(возгонку).
Характеризовать зависимость физических свойств веществ от
строения веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты и описывать их с помощью
родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений и
химических опытов
22
Определять понятия «ион», «кристаллы»,
«кристаллическая решетка». Демонстрировать знание о
формах кристаллов различных веществ.
Наблюдать демонстрируемые материалыи описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных
наблюдений
12
13
2
Классификация
веществ
Классификация веществ по составу.
Индивидуальные (чистые) вещества и
смеси. Простые вещества. Сложные
вещества (химические соединения).
Металлы и неметаллы, их свойства.
Неорганические и органические
вещества. Основные классы
неорганических веществ: оксиды,
кислоты (соляная, серная, азотная,
угольная, фосфорная), соли, основания.
Щелочи.
Демонстрации
Образцы индивидуальных веществ
(металлы, неметаллы, сложные
вещества) и смесей (растворы, гранит).
Знакомство с образцами оксидов, кислот,
солей, оснований
Выявлять различия между индивидуальным веществом и
смесью.
Приводить примеры индивидуальныхвеществ и смесей из
повседневной жизни. Раскрывать смысл основных химических
понятий «простое вещество», «сложное вещество», используя
знаковую систему химии.
Классифицировать вещества на простые и сложные, металлы
и неметаллы, неорганические и органические.
Характеризовать свойства металлов и неметаллов.
Приводить примеры веществ простых и сложных, металлов
и неметаллов, неорганических и органических.
Классифицировать неорганические вещества на оксиды,
кислоты, соли, основания. Характеризовать основные классы
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.
Называть соединения изученных классов
неорганических веществ.
Наблюдать демонстрируемые образцы
и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
14
1
Превращения
веществ—
химические
реакции
Физические и химические явления.
Химическая реакция.
Реагенты и продукты реакции. Закон
сохранения
массы.
Уравнение
химической реакции.
Коэффициенты. Признаки химических
реакций: изменение цвета, образование
осадка, выделение газа, выделение или
поглощение тепла, возникновение света.
Демонстрации
Горение восковой (парафиновой) свечи
как пример химического явления.
Появление окраски фенолфталеина в
присутствии щелочи (известковой воды)
как химическое явление. Помутнение
известковой воды при действии
углекислого газа как химическое
явление.
Реакции, демонстрирующие признаки
химических реакций: взаимодействие
Раскрывать смысл понятий «химические явления»,
«физические явления».
Определять понятия «реагенты», «продукты реакции».
Различать химические и физические явления.
Раскрывать смысл основных химических понятий «химическая
формула», «химическая реакция», используя знаковую систему
химии.
Раскрывать смысл закона сохранения массы веществ.
Называть признаки и условия протекания химических реакций.
Выявлять признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции при выполнении химического опыта.
Составлять уравнения химических реакций по схемам
реакций.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов
23
перманганата калия с сульфитом натрия
в кислой среде, взаимодействие хлорида
натрия с нитратом серебра,
взаимодействие карбоната натрия с
соляной кислотой, взаимодействие
хлорида аммония с гидроксидом натрия,
горение магния
ТЕМА2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТАСВЕЩЕСТВАМИ(6ч)
15
1
Растворение
16
1
Практическая
работа
1.Простейшие
химические
операции
Растворение. Растворитель. Раствор.
Растворимость. Насыщенный раствор.
Массовая доля (процентная
концентрация) растворенного вещества.
Лабораторная посуда: пробирки,
химические стаканы, колбы
(плоскодонные с шаровидным и
коническим туловом), воронки,
цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели,
ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Демонстрации
Растворы медного купороса
различной концентрации.
Лабораторная посуда.
Лабораторныйопыт1.
Приготовление раствора поваренной
соли.
Лабораторныйопыт2.
Приготовление
раствора
медного
купороса
Переливание жидкости. Отбор
жидкости с помощью стеклянной
трубочки
24
Раскрывать смысл понятий «растворение», «раствор».
Определять понятия «растворитель»,
«растворимость», «насыщенный раствор». Различать и называть
химическую посуду: пробирки, химические стаканы, колбы,
воронки, цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели, ложки, ступки
с пестиками, выпарительные чашки.
Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.
Пользоваться лабораторным оборудованием и
посудой.
Использовать на практике приемы приготовления
раствора.
Наблюдать демонстрируемые растворы и лабораторную
посуду.
Наблюдать самостоятельно проводимые опыты и описывать их
с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений и
химических опытов. Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов
Использовать на практике приемы переливания жидкости и
отбора жидкости с помощью стеклянной трубочки.
Демонстрировать знание различной химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые опыты и описывать
их.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при проведении
опытов
17
1
Фильтрование
Фильтрование. Фильтры.
Изготовление фильтра. Материалы для
фильтров.
Значение фильтрования в
повседневной жизни.
Демонстрации
Образцы фильтров.
Лабораторный опыт 3. Разделение
смеси песка и поваренной соли
фильтрованием
18
1
Нагревание
Нагревание. Способы нагревания.
Кальцинация. Оборудование для
нагревания: газовые печи,
электрические печи, электроплитки,
газовые горелки и спиртовки.
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые горелки и
спиртовки. Нагревание жидкостей в
стакане и в пробирке. Выделение
хлорофилла из зеленого листа при
обработке его горячим этиловым
спиртом.
Лабораторный опыт 4. Нагревание на
электроплитке.
Лабораторный опыт 5.Строение
пламени свечи
19
1
Выпаривание и
кристаллизация
Выпаривание. Лабораторное
оборудование для выпаривания: газовая
горелка, электроплитка, выпарительная
фарфоровая чашка, водяная баня.
Дистилляция (перегонка).
Дистилляторы. Дистиллированная вода.
Кристаллизация. Особенности роста
кристаллов.
25
Определять понятия «фильтрование», «фильтры».
Демонстрировать знание различной химической посуды.
Изготовлять фильтр из фильтровальной бумаги.
Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Использовать на практике прием фильтрования.
Наблюдать демонстрируемые материалы. Наблюдать
самостоятельно проводимые опыты и описывать их с помощью
родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при проведении
опытов
Определять понятия «нагревание», «кальцинация».
Демонстрировать знание различных способов нагревания.
Различать и называть оборудование для нагревания: газовые
печи, электрические печи, электроплитки, газовые горелки и
спиртовки.
Нагревать вещества на электроплитке. Пользоваться
лабораторным оборудованием и посудой.
Описывать строение пламени свечи. Наблюдать оборудование
для нагревания. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно
проводимые опыты и описывать их с помощью родного языка и
языка химии. Делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при проведении
опытов
Определять понятия «выпаривание»,
«дистилляция», «кристаллизация». Различать и называть
оборудование для выпаривания: газовую горелку,
электроплитку, выпарительную фарфоровую чашку, водяную
баню.
Характеризовать особенности роста кристаллов.
Нагревать вещества на электроплитке. Использовать на практике
20
1
Практическая
работа 2.
Правила работы
со спиртовкой.
Нагревание
жидкостей
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые горелки и
спиртовки. Кристаллизация нитрата
калия при охлаждении его насыщенного
раствора.
Лабораторный опыт 6.Кристаллизация
калийной селитры
прием кристаллизации.
Демонстрировать знание различной химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудованием и
посудой.
Наблюдать оборудование для нагревания. Наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и
описывать их с помощью родного языка и языка химии. Делать
выводы по результатам проведенных наблюдений и химических
опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов
Правила работы со спиртовкой.
Нагревание жидкостей.
Правила нагревания
жидкостей
Демонстрировать знание правил работы со спиртовкой и
правил нагревания жидкостей.
Описывать строение спиртовки. Нагревать жидкости на
пламени спиртовки, зажигать и тушить спиртовку.
Демонстрировать знание различной химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые опыты и описывать их
с помощью родного языка и языка химии.
Соблюдать правила безопасной работы при проведении
опытов
ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС (7ч)
21
1
Воздух
и кислород
Воздух. Атмосфера Земли. Химический
состав воздуха.
Свойства воздуха. Влажность.
Кислород—самый активный компонент
воздуха. Горение веществ в кислороде.
Окисление кислородом органических
веществ—источник энергии живых
организмов. Разделение воздуха на азот
и кислород. Применение кислорода.
Состав воздуха древней Земли.
Качество воздуха. Токсичные вещества
в воздухе. Озон.
Демонстрации
Демонстрационный опыт
«Кислород из таблеток»
26
Характеризовать состав воздуха древней Земли.
Объяснять появление кислорода в атмосфере Земли.
Описывать способ разделения воздуха на кислород и азот.
Характеризовать свойства воздуха в сравнении со свойствами
входящих в него индивидуальных веществ.
Характеризовать физические и химические свойства простого
вещества —кислорода.
Характеризовать применение кислорода. Приводить примеры
токсичных веществ в воздухе.
Оценивать влияние химического загрязнения окружающей
среды на организм человека.
Использовать приобретенные знания для экологически
грамотного поведения в окружающей среде.
Объективно оценивать информацию о веществах и
химических процессах.
Критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов
22
1
Вода
Вода — самое распространенное на
Земле сложное вещество. Круговорот
воды на Земле. Агрегатные состояния
воды. Пресная вода. Дистиллированная
вода. Вода —основной компонент всех
живых организмов. Вода в организме
человека. Роль воды в промышленности
и сельском хозяйстве. Строение
молекулы воды.
Молекула воды как диполь.
Водородная связь и ее влияние на
физические свойства воды. Вода—
важнейший растворитель
Определять понятия «пресная вода»,
«дистиллированная вода». Характеризовать физические
свойства воды.
Раскрывать роль воды в организме человека, промышленности и
сельском хозяйстве.
Вычислять атомную и массовую долю элемента по
химической формуле на примере воды.
Раскрывать смысл понятия «водородная связь».
Устанавливать причинно-следственные связи между
строением воды и ее физическими свойствами
23
1
Углекислый газ
Углекислый газ: состав и строение
молекулы. Агрегатные состояния и
физические свойства углекислого газа.
Растворимость углекислого газа в воде.
Угольная кислота. Химическая
активность углекислого газа. Роль
углекислого газа в природе.
Углекислый газ—«парниковый газ».
Рост содержания углекислого газа в
атмосфере. Процессы, приводящие к
выделению углекислого газа в
атмосферу. Качественная реакция на
углекислый газ.
Демонстрации Качественная
реакция на углекислый газ
Характеризовать состав и строение молекулы, важнейшие
физические и химические свойства углекислого газа и его
рольвприроде.
Оценивать влияние химического загрязнения окружающей
среды на организмчеловека.
Объективно оценивать информацию о веществах и
химических процессах.
Использовать приобретенные знания для экологически
грамотного поведения в окружающей среде.
Распознавать опытным путем углекислый газ.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов
27
24
1
Поваренная
соль
Поваренная соль—хлорид натрия.
Физические свойства поваренной соли.
Значение поваренной соли для живых
организмов. Нахождение поваренной
соли в природе. Применение
поваренной соли.
Каменная соль (галит), ее добыча.
Поваренная соль в морской воде и
соляных озерах. Самосадочная
соль. Классификация поваренной
соли по степени чистоты и по
степени
измельченности.
Иодированная пищевая соль.
Демонстрации Кристаллическая
решетка хлорида натрия
Характеризовать нахождение в природе, состав, физические
свойства, применение и значение поваренной соли для живых
организмов.
Классифицировать поваренную соль по степени чистоты и по
степени измельченности.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалыи описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений и
химических опытов
25
1
Глюкоза
Глюкоза—самый известный
представитель углеводов.
Формула глюкозы. Физические свойства
глюкозы. Растворимость глюкозы в воде.
Применение глюкозы в кондитерской
промышленности. Глюкоза —основной
источник энергии живых организмов.
Аэробное и анаэробное окисление
глюкозы. Гликоген и крахмал как источники глюкозы в живых организмах.
Брожение и его применение для
получения пищевых продуктов.
Демонстрации
Образцы глюкозы, сахарозы, крахмала
Характеризовать качественный и количественный состав
молекулы глюкозы, ее физические и химические (горение
и брожение) свойства, применение и нахождение в
природе.
Раскрывать значение глюкозы для живых организмов.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных химических
опытов
26
1
Минералы и
горные
породы
Минералы. Горные породы.
Химический состав минералов: кварца,
кальцита, магнетита (магнитного
железняка), родонита. Горные породы:
магматические, осадочные,
метаморфические. Глина, песок,
известняк, мрамор: состав, свойства,
применение. Известь негашеная и
Различать понятия «минералы», «горные породы».
Характеризовать химический состав, свойства и применение
минералов: кварца, кальцита, магнетита (магнитного
железняка), родонита, серы, золота, меди.
Определять понятия «магматические горные породы»,
«осадочные горные породы», «метаморфические горные
породы».
Характеризовать химический состав, свойства и применение
28
27
1
Горючие
вещества: газ,
нефть, уголь
гашеная: получение и применение.
Известковая вода и известковое молоко.
Демонстрации
Коллекция «Минералы и горные
породы». Коллекция «Раздаточные
образцы полезных ископаемых и
металлов».
Коллекция «Кварц в природе».
Приготовление известковой воды
горных пород: глины, песка, известняка, мрамора. Наблюдать
демонстрируемые материалы, опыты и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
Природный газ, его состав. Метан:
состав молекулы, свойства и
применение. Нефть: состав, свойства,
применение. Последствия разлития
нефти на водные поверхности морей и
океанов. Переработка нефти: перегонка
и крекинг. Продукты переработки
нефти и их применение. Нефть,
природный и сланцевый газ, бурый
и каменный уголь, торф: их образование
и залегание в земной коре. Антрацит.
Коксование угля. Продукты коксования
(кокс, каменноугольная смола и
светильный( коксовый) газ)
и их применение. Применение торфа.
Демонстрации
Коллекция «Нефть и продукты ее
переработки».
Коллекция
«Каменный
уголь
и
продукты
его
переработки».
Коллекция «Торф и продукты его
переработки»
Характеризовать образование и залегание в земной коре
природного газа, сланцевого газа, нефти, каменного угля,
торфа.
Характеризовать состав молекулы, свойства и применение
метана.
Характеризовать состав, свойства и применение нефти,
каменного угля и торфа. Характеризовать основные
направления использования и переработки нефти, природного
газа и каменного угля.
Определять понятия «перегонка», «крекинг», «коксование».
Приводить примеры практического использования продуктов
переработки природного газа, нефти и каменного угля.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Демонстрировать понимание последствий разлития нефти на
водные поверхности морей и океанов.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
ТЕМА 4. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛАМИ(4ч)
29
28
1
Металлы и
сплавы
Металлы. Представители металлов—
железо, медь, алюминий, цинк, олово,
свинец, серебро, золото, платина, ртуть.
Окисление кислородом воздуха.
Свойства металлов. Пластичность.
Тягучесть. Сплавы (дуралюмин, чугун,
сталь, латунь и бронза): состав, свойства, применение. Промышленная
добыча металлов из руд: получение
цинка из цинковой обманки и чугуна из
железной руды. Металлы, находящиеся в
природе в самородном виде: золото и
платина.
Применение металлов.
Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его сплавы».
Коллекция «Железо и его сплавы».
Коллекция «Раздаточные образцы
полезных ископаемых и металлов».
Коллекция«Чугун и сталь»
Характеризовать нахождение в природе, получение, свойства и
области применения металлов.
Приводить приметы простых веществ—металлов.
Характеризовать состав, свойства и применение наиболее
известных сплавов.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
29
1
Стекло
Стекла как аморфные тела. Кварцевое и
силикатное стекло: состав, получение,
свойства. Получение высокохудожественных изделий ручным
выдуванием из стекла. Окраска стекол и
онами металлов.
Смальты — глушеные (непрозрачные)
стекла. Жизнь и деятельность М. В.
Ломоносова. Применение стекол.
Демонстрации
Коллекция «Стекло и изделия из
стекла»
Характеризовать состав, получение, свойства, применение
кварцевого и силикатного стекла.
Характеризоватьсоставцветныхстекол.Описыватьхимическиере
акции,лежащие в основе получения силикатногостекла.
Грамотно обращатьсяс веществамивповседневнойжизни.
Демонстрироватьзнаниенаиболееважных сведений о
жизни и деятельностиМ.В.Ломоносова.
Наблюдать демонстрируемые материалыи описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
30
30
1
Керамика
Керамика (фарфор и фаянс): способ
получения, свойства. Глазурь.
Применение керамики.
Демонстрации
Коллекция образцов фарфора, фаянса,
обожженной глины
31
1
Полимеры
Полимеры. Образование полимеров из
мономеров. Макромолекула. Виды
полимеров: пластики (полиэтилен,
полипропилен, поликарбонаты, тефлон,
полиэтилен терефталат), эластомеры
(каучуки, резина), полимерные
волокна. Особенности получения
полимеров, их применение.
Синтетические и природные
полимеры.
Демонстрации
Коллекция «Пластмассы». Коллекция
«Каучук и продукты его переработки».
Коллекция «Волокна»
32
33
2
Обобщающее
повторение
Выполнение упражнений, позволяющих
систематизировать и обобщить
полученные знания по курсу
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении
собственных достижений в процессе решения учебных и
познавательных задач
34
1
Итоговая
контрольная
работа
Контроль знаний по курсу
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении
собственных достижений в процессе решения учебных и
познавательных задач
31
Характеризовать получение, свойства, применение керамики
(фарфора, фаянса).
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
Определять понятия «мономер»,
«полимер», «макромолекула». Объяснять связь строения
полимера с его свойствами.
Описывать состав, свойства, способы получения и
применения
изученных
полимерных
материалов:
пластмасс, волокон, эластомеров.
Различать синтетические и природные полимеры.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной
жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и описывать их с
помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведенных наблюдений
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Введение. Из чего состоит мир
1
2
Вечные атомы
1
3
Атомы в космосе, на Земле и в организме
1
4
Неустойчивые атомы
5
6
Как устроен атом
1
1
Изотопы
1
7
1
8
История создания Периодической системы
химических элементов
Структура Периодической системы
9
Атомы соединяются в молекулы
1
10
Газы, жидкости и твёрдые вещества
1
11
Кристаллическая структура вещества
1
12
Классификация веществ
1
13
Классификация веществ
1
14
Превращение веществ- химические реакции
1
15
16
Растворение
1
1
17
18
19
20
21
Практическая работа
1.Простейшие химические операции
Фильтрование
Нагревание
Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа
2.Правила работы со спиртовкой. Нагревание
жидкостей
Воздух и кислород
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
1
1
1
1
1
1
1
32
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
22
Вода
1
23
Углекислый газ
1
24
Поваренная соль
1
25
Глюкоза
1
26
Минералы и горные породы
1
27
Горючие вещества: газ, нефть,уголь
1
28
Металлы и сплавы
1
29
Стекло
1
30
Керамика
1
31
Полимеры
1
32
Обобщающее повторение
1
33
Обобщающее повторение
1
34
Итоговая контрольная работа
1
33
1