МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского муниципального округа
МАОУ СОШ № 3
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 218/од от 05.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Пишем без ошибок»
для обучающихся 8 класса
учителя русского языка и литературы
Коргун Ольги Леонидовны
пгт Малышева 2025 – 2026
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Пишем без ошибок» актуальна для учащихся 8
класса, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности,
навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и
умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей
подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без
хорошего знания русского языка.
Данная рабочая программа является приложением к основной образовательной
программе (НОО, ООО, СОО) МАОУ СОШ № 3.Предлагаемая программа соответствует
ФГОС и способствует
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Рабочая программа курса разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (начального, основного,
среднего, общего образования);
основной Образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №3
Малышевского городского округа;
- на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы,
авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский М.: Просвещение, 2016.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за
русский язык. Данный курс способствует формированию у школьников понятий о законах
языка и истории его развития, углублению знаний, полученных на уроках. Содержание
занятий способствует развитию кругозора и мышления учащихся,повышению их
интеллектуального уровня при изучении лингвистики.
Данная программа актуальна, так как
совершенствуется речевая, орфографическая и
пунктуационная грамотность учащихся, развиваются
лингвистическая
компетенции,
уровень
коммуникативная, языковая,
сформированности
которых
необходимо
продемонстрировать выпускникам основной школы на итоговой государственной
аттестации. Также обучающиеся учатся планировать и оценивать свою деятельность, что
является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных
действий.
Уроки проводятся в безотметочном формате.
УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 3 реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков учебного курса «Пишем без ошибок».
Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время
урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом,
целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Цель учебного курса: расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный
запас, изучить слова как части речи.
Задачи учебного курса:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках
русского языка и литературы;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Программа предназначена для обучающихся8 класса общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Место данного курса в федеральном учебном плане
Элективный курс «Пишем без ошибок» рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает
осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения
языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где
независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной
и письменной речи.
Формы и методы обучения:
Формы проведения занятий: проведения занятий: лекция, практикумы, работа со
словарями, деловая игра, тестирование.
Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием.
Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании
по
орфографическому
и
пунктуационному
правилу,
оптимальном сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности
учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании
чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом
максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их,
индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее
изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика,
повышен уровень сложности используемых текстов.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, различные
виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания, заданий тестового
характера. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на
лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и
т.д.).
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного
вида сложности, а также лингвистических разборов закрепить знания по изученным
темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных
работ, устных сообщений и высказываний. На заключительном занятии подводятся итоги
изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет.
Рабочая программа состоит из 6 разделов.
1 раздел – «Гласные и согласные в орфограммах» включает орфограммы с гласными и
согласными буквами в корнях, приставках, суффиксах. Раздел повторяет изученные в
течение 5-7 классов орфограммы.
2 раздел «–НН- и –Н- в суффиксах слов» направлен на повторение написание Н и НН в
суффиксах разных частей речи.
3 раздел – «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» повторяет
одну из самых распространённых орфограмм, трудно усваиваемых школьниками.
4 раздел - «Правописание наречий, местоимений, числительных» включает некоторые
из орфографических правил, на которые чаще всего допускаются ошибки. Это трудные
написания наречий, слитное, раздельное или дефисное написания неопределённых
местоимений. Материал раздела включает практикум по склонению числительных в
письменной речи.
5 раздел – «Личные окончания глаголов» повторяет спряжение глаголов и способствует
отработке орфографического навыка в написании личных окончаний, обращает внимание
на исключения из правила.
6 раздел – «Правописание служебных частей речи» позволяет вспомнить правописание
производных предлогов, союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ и частиц НЕ и НИ. Раздел
направлен на повторение теоретической информации для слабоуспевающих учеников, а
также на закрепление орфограмм.
Занятия учебного курса имеют следующий подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, повторение трудных случаев правописания,
исключений из правил).
2.Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить
знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схемтаблиц, решение тестов).
Курс направлен на прочное повторение изученных в 5-7 классах орфограмм; он
является подготовительным этапом в повторении орфографии перед будущим экзаменом
по русскому языку и позволяет органично заполнить «пробел» в работе с орфографией.
№ п/п
Раздел программы
1
Учебно-тематический план
Количество часов
Орфография
34
Содержание тем учебного курса
Орфография.
Правописание безударных гласных, проверяемых в корне.
Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях.
Безударные гласные в приставках и суффиксах.
Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и
прилагательных.
Чередования гласных в корне. Чередования согласных в корне.
Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные.
Правописание согласных в приставках. Орфограммы 5-6классов.
Правописание суффиксов наречий.
Практикум «Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах существительных,
прилагательных, наречий».
Правописание НН и Н в прилагательных, образованных от существительных.
Правописание НН и Н в наречиях, образованных от прилагательных.
Правописание НН и Н в отглагольных прилагательных, причастиях.
Правописание Н и НН в причастиях.
Тестирование «НН-Н в суффиксах прилагательных, наречиях, причастиях.
Викторина «Пишу правильно».
Не с существительными, прилагательными, наречиями.
Не с глаголами и деепричастиями. Глаголы с НЕДО-.
Слитное и раздельное написание НЕ с полными причастиями.
Не с краткими причастиями и краткими прилагательными.
Особенные случаи употребления НЕ. Повторение.
Тестирование «Слитное и раздельное написание слов с НЕ».
Орфограммы наречий. «Буквы О и А на конце наречий».
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Работа с текстом.
Правописание местоимений. Неопределённые и отрицательные местоимения.
Правописание числительных. Склонение имён числительных в письменной речи.
Склонение имён числительных в письменной речи. Работа с текстами.
Практическая работа по орфограммам наречий, местоимений, числительных.
Личные окончания глаголов.
Личные окончания глаголов.
Практикум по теме «Личные окончания глаголов».
Правописание предлогов. Производные предлоги.
Правописание союзов. Чтобы, тоже, также.
Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения дисциплины обучаемый научится :
Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Видеть условия, от которых зависит написание;
Соблюдать норму, действующую при данных условиях;
Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
Применять приёмы разграничения схожих написаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в
прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах
глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.
Используемая литература:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский
язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.
2.Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва.
«Просвещение», 1991 год.
3.Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
4.В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». СанктПетербург «Просвещение». 2004 год.
5.М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы
«Марк», 2004 год.
Календарно-тематическое планирование учебного курса по русскому языку
«Пишем без ошибок»8 класс
Всего по плану 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Содержание урока
Раздел 1. «Гласные и согласные в орфограммах»
Правописание безударных гласных, проверяемых в корне.
Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в
корнях.
Безударные гласные в приставках и суффиксах.
Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и
прилагательных.
Чередования гласных в корне. Чередования согласных в корне.
Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне
слова. Непроизносимые согласные.
Правописание согласных в приставках. Орфограммы 5-7 классов.
Правописание суффиксов наречий.
Практикум «Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах
существительных, прилагательных, наречий».
Раздел 2. « –НН- и –Н- в суффиксах слов»
Правописание НН и Н в прилагательных, образованных от
существительных.
Правописание НН и Н в наречиях, образованных от прилагательных.
Правописание НН и Н в отглагольных прилагательных, причастиях.
Правописание Н и НН в причастиях.
Дата
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
14.
15
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тестирование «НН-Н в суффиксах прилагательных, наречиях,
.
причастиях.
Викторина «Пишу правильно».
.
Раздел 3. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Не с существительными, прилагательными, наречиями.
Не с глаголами и деепричастиями. Глаголы с НЕДО-.
Слитное и раздельное написание НЕ с полными причастиями.
Не с краткими причастиями и краткими прилагательными.
Особенные случаи употребления НЕ. Повторение.
Тестирование «Слитное и раздельное написание слов с НЕ».
Раздел 4. «Правописание наречий, местоимений, числительных.»
Орфограммы наречий. «Буквы О и А на конце наречий».
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Работа с
текстом.
Правописание местоимений. Неопределённые и отрицательные
местоимения.
Правописание числительных. Склонение имён числительных в
письменной речи.
Склонение имён числительных в письменной речи. Работа с
текстами.
Практическая работа по орфограммам наречий, местоимений,
числительных.
Раздел 5. «Личные окончания глаголов»
Личные окончания глаголов.
Личные окончания глаголов.
Практикум по теме «Личные окончания глаголов».
Раздел 6. «Правописание служебных частей речи»
Правописание предлогов. Производные предлоги.
Правописание союзов. Чтобы, тоже, также.
Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.