МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского муниципального округа
МАОУ СОШ № 3
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
04.09.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ №3
№ 218/од от 05.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Избранные вопросы химии»
для обучающихся 10 класса
Малышевский городской округ 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения
федеральной образовательной программы среднего общего образования
(ФОП
СОО),
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного
предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы, и основных положений
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Избранные вопросы химии» для 10 класса на базовом
уровне
составили концептуальные положения
ФГОС
СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников.
Химическое
образование,
получаемое
выпускниками
общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью их
образованности. Оно служит завершающим этапом реализации на
соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих
целостной системе химического образования. Эти ценности касаются
познания законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры
человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью
и природной среде. Реализуется химическое образование обучающихся на
уровне среднего общего образования средствами учебного предмета
«Избранные вопросы химии», содержание и построение которого определены
в программе по химии с учётом специфики науки химии, её значения в
познании природы и в материальной жизни общества, а также с учётом общих
целей и принципов, характеризующих современное состояние системы
среднего общего образования в Российской Федерации.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в
современной цивилизации, в создании новой базы материальной культуры.
Она вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления, в
создание целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания
вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между
строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала
неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного
труда и жизни каждого члена общества. Современная химия как наука
созидательная, как наука высоких технологий направлена на решение
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Избранные вопросы химии» (10 класс)
ориентировано
преимущественно на
общекультурную
подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Избранные вопросы химии» являются
базовый курс – «Органическая химия», основным компонентом содержания
которых являются основы базовой науки: система знаний по органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета
обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на
основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курса «Избранные вопросы химии»
сформирована на основе системного подхода к изучению учебного материала
и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на определённых
теоретических уровнях. Так, вещества рассматриваются на уровне
классической теории строения органических соединений, а также на уровне
стереохимических и электронных представлений о строении веществ.
Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии – от
углеводородов до сложных биологически активных соединений. В курсе
органической химии получают развитие сформированные на уровне
основного общего образования первоначальные представления о химической
связи, классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ
от их строения, о химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня
рассматривается изученный на уровне основного общего образования
теоретический материал и фактологические сведения о веществах и
химической реакции. Так, в частности, в курсе «Избранные вопросы химии»
обучающимся
предоставляется
возможность
осознать
значение
периодического закона с общетеоретических и методологических позиций,
глубже понять историческое изменение функций этого закона – от
обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении,
свойствах и применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсе 10 класса элементами
содержания, имеющими культурологический и прикладной характер. Эти
знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими науками,
раскрывают её роль в познавательной и практической деятельности человека,
способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в области теории
и практических приложений химии, помогают выпускнику ориентироваться в
общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний,
решения интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач. В
целом содержание учебного предмета «Избранные вопросы химии» данного
уровня изучения ориентировано на формирование у обучающихся
мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как:
материальное единство неорганического и органического мира,
обусловленность свойств веществ их составом и строением, познаваемость
природных явлений путём эксперимента и решения противоречий между
новыми фактами и теоретическими предпосылками, осознание роли химии в
решении экологических проблем, а также проблем сбережения
энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации
обучающихся принятые программой по химии подходы к определению
содержания и построения предмета предусматривают формирование
универсальных учебных действий, имеющих базовое значение для различных
видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки
информации, необходимых для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании
химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего
образования, так и на уровне среднего общего образования, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением
первостепенной значимости традиционно признаётся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. С
методической точки зрения такой подход к определению целей изучения
предмета является вполне оправданным.
Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета
«Избранные вопросы химии» на базовом уровне (10 кл.) являются:
формирование
системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой
лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии,
освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных
обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их
развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания
веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений
ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих
место в природе, в практической и повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами.
Наряду с этим, содержательная характеристика целей и задач изучения
предмета в программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии с
новыми приоритетами в системе среднего общего образования. Сегодня в
преподавании химии в большей степени отдаётся предпочтение практической
компоненте содержания обучения, ориентированной на подготовку
выпускника общеобразовательной организации, владеющего не набором
знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и умениями
активного получения знаний и применения их в реальной жизни для решения
практических задач.
В связи с этим при изучении предмета «Избранные вопросы химии»
доминирующее значение приобретают такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает важное
место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической
безопасности характера влияния веществ и химических процессов на организм
человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые
знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать
современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и
научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического
эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической
направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем
рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и
сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта
использования полученных знаний для принятия грамотных решений в
ситуациях, связанных с химическими явлениями.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Избранные
вопросы химии» базового уровня входит в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Общее число часов, отведённых для изучения химии, на базовом уровне
среднего общего образования, составляет в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю)
неделю). Обучение ведется по безотметочной системе.
УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 3 реализуется в том числе
и через использование воспитательного потенциала уроков химии. Эта
работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий,
которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей
ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот
вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию
с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии
с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включения в урок различных исследовательских
заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести
навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках
эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Тема №1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2
ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и
особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды
гибридизации.
Тема №2. Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная
изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения,
межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах:
ванилин и изо-ванилин; диметилфенолы. Составление структурных формул.
Номенклатура. Оптическая активность биологических веществ,
лекарственных препаратов ( D(-) – адреналин, L (+) – адреналин ).
Тема №3. Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные
признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства.
Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между
классами углеводородов.
Практическая работа 1
Качественные реакции на непредельные углеводороды.
Тема №4. Применение углеводородов (7 ч)
Синтез-газ, хлор-углеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген,
винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры,
синтетические каучуки.
Расчётные задачи:
1. Термохимические расчёты
2. Объёмные доли.
Проектные работы.
1. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
2. Перспективы развития энергетики.
3. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
Тема №5. Кислородсодержащие органические вещества на службе
человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт,
формалин, ацетон, акролеин, , антифризы, фенол, анестезирующие вещества
(диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые
кислоты: одноосновные( муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные
(щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение
мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал,
целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы
питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа 2
Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала.
Тема №6. Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид,
норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотноосновные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая
кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин,
кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые
добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 3
Анализ пищевых продуктов.
Тема №7. Экологические проблемы в курсе органической химии (4 ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Веществатератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов.
Вредное действие фенола и его производных. Синтетические моющие
средства. Загрязнения нефтепродуктами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ХИМИИ
НА
БАЗОВОМ
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования (личностным,
метапредметным и предметным). Научно-методической основой для
разработки планируемых результатов освоения программ среднего общего
образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре
личностных результатов освоения предмета «Избранные вопросы химии» на
уровне среднего общего образования выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности –
готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной
системе химического образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Избранные вопросы химии»
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии
с
гуманистическими,
социокультурными,
духовнонравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества,
принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими
процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления
личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Избранные вопросы химии»
отражают сформированность опыта познавательной и практической
деятельности обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических
экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического
применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями,
и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих
поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной
компетентности
в
учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах
деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач
социальной направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных
планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику
существования жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для
решения вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта
деятельности
экологической
направленности,
умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, способности и умения активно противостоять идеологии
хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в
познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной
цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании
новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем
устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и
экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий
успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности использовать
получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на
основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных
выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Избранные
вопросы химии» на уровне среднего общего образования включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные),
обеспечивающие
формирование
функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся;
способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные
действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными
учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
всесторонне ее рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приемы логического мышления –
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь,
использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и
химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления –
химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение
химической реакции – при решении учебных познавательных и
практических задач, применять названные модельные представления для
выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических
реакций.
Базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать
поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве
инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке
правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы относительно достоверности результатов
исследования, составлять обоснованный отчет о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
Работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать ее достоверность и
непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определенного типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с
химической информацией: применять межпредметные (физические и
математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства
наглядности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или
дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности,
полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при
выполнении химического эксперимента, практической работы по
исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта и
формулировать выводы по результатам проведенных исследований путем
согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную
деятельность, определяя ее цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учетом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа
и самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы среднего общего
образования по химии на базовом уровне ориентированы на обеспечение
преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки
обучающихся. Они включают специфические для учебного предмета
«Избранные вопросы химиии» научные знания, умения и способы действий
по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по
получению нового знания и применению знаний в различных учебных и
реальных жизненных ситуациях, связанных с химией. В программе по химии
предметные результаты представлены по годам изучения.
К концу обучения в 10 классе предметные результаты освоения курса
«Избранные вопросы химии» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы,
в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной
грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая
связь, структурная формула (развернутая и сокращенная), моль, молярная
масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал,
изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и
азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено,
высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения
органических веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ);
закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических
явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий,
устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при
описании состава, строения и превращений органических соединений;
сформированность умений использовать химическую символику для
составления молекулярных и структурных (развернутой, сокращенной)
формул органических веществ и уравнений химических реакций,
изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их
химического и пространственного строения;
сформированность умений устанавливать принадлежность изученных
органических веществ по их составу и строению к определенному
классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие
соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по
систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные
названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен,
этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная
кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза,
фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин);
сформированность умения определять виды химической связи в
органических соединениях (одинарные и кратные);
сформированность умения применять положения теории строения
органических веществ А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств
веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ;
сформированность умений характеризовать состав, строение, физические
и химические свойства типичных представителей различных классов
органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3,
метилбутадиен1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол,
ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза,
аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую связь между ними
уравнениями соответствующих химических реакций с использованием
структурных формул;
сформированность умения характеризовать источники углеводородного
сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое
применение продуктов переработки;
сформированность умений проводить вычисления по химическим
уравнениям (массы, объема, количества исходного вещества или продукта
реакции по известным массе, объему, количеству одного из исходных веществ
или продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных
методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и
химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование),
использовать системные химические знания для принятия решений в
конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической
посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический
эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение
этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ,
денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии
с правилами техники безопасности при обращении с веществами и
лабораторным оборудованием, представлять результаты химического
эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую
информацию, получаемую из разных источников (средства массовой
информации, Интернет и других);
сформированность
умений
соблюдать
правила
экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать
опасность воздействия на живые организмы определенных органических
веществ, понимая смысл показателя ПДК (предельно допустимой
концентрации), пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения
их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение
применять знания об основных доступных методах познания веществ и
химических явлений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Химия, 10 класс/ Габриелян О.С., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Химия, 11 класс/ Габриелян О.С., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие – базовый
уровень» - М.: Дрофа 2022 год.
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2023 год.
3. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс:
Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2021 г.
4. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс:
Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 2019 год.
5. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс:
Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2022 год.
6. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и
способы их решения» - М.: «Дрофа», 2021год.
7. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику
О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» - Волгоград» Учитель 2018год.
8. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», - М.:
Экзамен, 2019г.
9. О.С.Габриелян, И.Г.остроумов «Химический эксперимент в школе 11
класс»; - М.: Дрофа. – 2019 год.
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
2. Единая коллекция цифровых ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. РЭШ https://resh.edu.ru
4. Газета "Химия" издательского дома 1-го сентября. Сайт "Я иду на урок химии". Материалы
к уроку. http://him.1september.ru
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Элемент, взявший на себя задачу быть основой
всего живого
Основы номенклатуры и изомерии
Сравнительная характеристика углеводородов
Применение углеводородов
Кислородсодержащие органические вещества на
службе человека
Азотсодержащие соединения
Экологические проблемы в курсе органической
химии.
Итого:
Кол-во час.
2
4
5
8
8
5
2
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема урока
Практические
работы
Дата
план
Тема №1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)
1
Электронная и электронно02.09
графическая
формула
атома
углерода. Природа и особенности
ковалентной связи
2
Валентные состояния атома
9.09
углерода. Виды гибридизации.
Тема №2. Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
3
Принципы
образования
16.09
названий органических соединений
4
Структурная изомерия и её
23.09
виды. Геометрическая изомерия.
Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы.
5
Урок-упражнение.
30.09
Составление структурных формул.
Номенклатура.
6
Оптическая
активность
07.10
биологических
веществ,
лекарственных препаратов (D(-) –
адреналин, L (+) – адреналин).
факт
Тема №3.Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
7
Общие формулы органических
соединений. Нахождение в природе
8
Углеводороды.. Гибридизация,
отличительные
признаки
в
строении. Виды изомерии.
9
Типичные
химические
свойства углеводородов.
10
Генетическая связь между
классами углеводородов.
11
Практическая
работа
1.
П.Р.
Качественные
реакции
на 1 Качественные реакции
непредельные углеводороды
на
непредельные
углеводороды
Тема №4. Применение углеводородов (8 ч)
12
Синтез-газ,
хлор
–
углеводороды – основные области
применения
13
Нефть
и
нефтепродукты.
Разработка проекта: Продукты
переработки нефти -народному
хозяйству.
14
Решение
задач
по
теме: Термохимические расчёты
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
Применение
хладагента,
16.12
винилхлорида, акрилонитрила.
16
Бензол, дифенил, нафталин,
23.12
стирол
основные
области
применения
17
Решение
задач
по
30.12
теме: Объёмные доли.
18
Применение
полимеров,
синтетических каучуков.
19
Разработка
проекта:
Термопласты и термореактопласты,
углеродопласты
Тема №5.Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
15
20
21
22
23
Монофункциональные
соединения. Спирт, формалин,
ацетон,
акролеин,
антифризы,
фенол
Анестезирующие
вещества
(диэтиловый эфир); антисептики
(фенолы и их производные).
Карбоновые
кислоты:
одноосновные
(
муравьиная,
уксусная, бензойная)
Двухосновные
карбоновые
кислоты (щавелевая, фталевая,
адипиновая),
многоосновные
(лимонная).
24
Решение
задач
по
теме: Массовая доля растворённого
вещества
25
Получение
мыла.
Биологическая функция жиров
26
Глюкоза, фруктоза, сахароза,
крахмал, целлюлоза. Полисахариды
в природе их биологическая роль
27
Практическая
работа
П.Р. 2 Кислотный и
2. Кислотный и ферментативный ферментативный
гидролиз сахарозы и крахмала.
гидролиз сахарозы и
крахмала.
Тема №6. Азотсодержащие соединения (5 ч)
28
Амины и нитро-соединения
(анилин, гидразин, нитроглицерин,
стрептоцид, норсульфазол, диамин
бензол, фуксин). Медицинские
препараты.
29
Кислотно-основные свойства
аминокислот и её причины (глицин,
глутаминовая кислота)
30
Белки
как
природные
полимеры. Биологические функции
белков
(инсулин,
кератины,
фиброин, коллаген, миоглобин,
аспартам, казеин)
31
Нуклеиновые кислоты: ДНК,
РНК.
32
Пищевые
добавки.
П.Р.3 Анализ
Практическая работа 3. Анализ пищевых продуктов.
пищевых продуктов.
Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч.)
33
Вредное влияние загрязнения
биосферы на организм человека.
Синтетические моющие средства.
Загрязнения нефтепродуктами
34
Вещества-тератогены.
Наркотические
свойства
и
токсичность одноатомных спиртов.
Вредное действие фенола и его
производных