Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Сложные вопросы обществознания
класс: 11 класс
учебный год: 2024-2025
руководитель: Фирсова Аэлита Николаевна
пгт Малышева 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса «Сложные вопросы обществознания» предназначена для
теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы
и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания
эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.
В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям:
отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению
развёрнутого плана.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и
рассчитана на 1 час в неделю.
1 ч. х 34 нед. = 34 часа
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования по обществознанию;
ФРП СОО
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена по обществознанию 2024-2025 г.;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию 2024-2025 г.;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию 2024-2025 г.;
Авторской программы: Л.Н. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю.
«Обществознание» 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений.
История. Обществознание. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к государственной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности
содержательного характера.
Задачи курса:
повторение и систематизация знаний по курсу обществознания;
формирование
умений
и
навыков решения
тестовых
заданий;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы
работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий ЕГЭ
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней
сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная
письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся
пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Содержание
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию
Федерального института педагогических измерений 2025г.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2025г.
Тема 1. Общество.
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа.
Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения.
Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение,
Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и
ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества.
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная,
элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль
науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые
религии.
Тема 4. Познание.
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии.
Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание.
Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества.
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация
собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.
Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и
функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества.
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и
социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.
Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.
Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества.
Политическая система. Структура политической системы; функции политической
системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая
идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные
системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества.
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли
права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского,
трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и
виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее
виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов.
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на
распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на
соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий высокой сложности.
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного
рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате).
Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».
Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение
аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование. Решение КИМов.
.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Воспитательный потенциал учебного занятия реализуется через:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7
8
9-10
11
12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Наименование тем курса
Введение. Кодификатор и спецификация
ЕГЭ по обществознанию
Общество
Общественные отношения. Социальные
институты.
Типология обществ. Социальные
изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества.
Современный этап НТР.
Решение тестовых заданий
Человек
Человек в системе социальных связей.
Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Социальная
роль. Социальный статус человека.
Свобода и ответственность личности
Решение тестовых заданий
Духовная сфера
Основные ценности и нормы морали.
Религия, ее роль в жизни общества.
Мировые религии.
Решение тестовых заданий
Познание
Истина и её критерии. Истина абсолютная
и относительная. Проблема познаваемости
мира в философии
Самопознание. Научное познание.
Социальное познание. Науки о человеке и
обществе.
Решение тестовых заданий
Социальная сфера общества
Социальная дифференциация.
Социальные нормы и социальная
ответственность. Отклоняющееся
поведение личности. Социальный
контроль.
Социальное государство. Социальная
политика государства.
Межнациональные отношения.
Национализм
Решение тестовых заданий
Политическая сфера общества
Структура политической системы;
функции политической системы.
Гражданское общество и правовое
государство. Признаки правового
6
Виды
познавательной
деятельности
Лекция с элементами
беседы
Кол-во
часов
2
5
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
4
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
4
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
3
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
5
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
5
Лекция с элементами
беседы, практическая
работа
26
27
28
29-30
31-33
34
государства.
Конституция РФ
Структура политической власти в РФ.
Государственный аппарат. Избирательные
системы. Выборы, референдум. Человек в
политической жизни.
Решение тестовых заданий
Решение заданий различных типов
Работа над заданиями повышенной
сложности.
Итоговое тестирование
7
6