Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Тайны русского языка
класс: 7 а
учебный год: 2024-2025
руководитель: Коргун Ольга Леонидовна
пгт Малышева 2024
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 7
класса и рассчитана на 1 час в неделю.
1 ч. х 34 нед. = 34 часа
Программа составлена с использованием материалов ФГОС, на основе
«Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9
классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей
программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9
классы» (М.: Просвещение, 2011г.)
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (35ч)
Организационное занятие.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой
проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются
обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях
используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в
игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав
слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении
этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя
средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты
художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы
для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная
работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со
словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют
художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки
знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области
морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для
любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг,
подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации
этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие.
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,
выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки,
которые получили дети на занятиях.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации
и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных
действий и личностных качеств школьника
№ Тема
Теория
1 Организационное занятие
1
Практика
Дата
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
2 Почему не всегда совпадает звучание и написание 1
слова.
1
3 Для чего используют звуковые повторы в речи.
1
4 Какова роль интонации в устной речи
1
5 Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто
слушает- собирает»
1
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
6
О чём рассказывает словообразовательная модель 1
слова.
7
Что такое словообразовательное гнездо
однокоренных слов
8
Почему с течением времени может измениться
морфемный состав слова
1
1
9
Этимология слов. Работа со словарями
1
10 Сказочные превращения.
1
11 Презентация творческой работы.
1
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
(5ч)
12 Зачем нужно знать алфавит
1
13 В чём секрет правописания морфем
1
14 Как пунктуационные знаки помогают передавать 1
смысл высказывания
15 Не пером пишут – умом. Тайны письма.
1
1
16 Бенефис знаний.
1
1
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
17 На какие группы делится словарный состав
русского языка
1
18 В чём особенность употребления слова в
художественном тексте.
1
19 О чём рассказывают фразеологизмы
1
20 Фразеология в художественных произведениях.
1
21 Лабораторная работа.
2
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
(6ч)
22 Чем отличаются друг от друга склоняемые части
речи.
1
23 В чём секрет глагола и его форм.
1
24 Как отличать грамматические омонимы.
1
25 Какими бывают предложения.
1
26 Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
2
Речевой этикет.(3 ч)
28 Правила речевого этикета.
29- Формулы речевого этикета.
30
Обобщающее занятие. (1ч)
1
1
31- Аукцион знаний.
33
Резервное занятие
34
Итого часов 34
1
1