Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Спортивные игры
класс: 8-9 классы
учебный год: 2024-2025
руководитель: Шерстобитов А.С.
пгт Малышева 2024
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно учебному плану общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной
системы обучения. В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской
Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
спортивно - оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для
физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр:
баскетбола, волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая
физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех
спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения
образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее
из
учебнотематического плана
и содержания программы по годам обучения;
- список литературы;
- приложений:
№1 Диагностика уровня воспитанности,
№2 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы,
№3 Социометрия,
№4 Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических
действий.
Нормативно-правовой базой программы внеурочной деятельности «Спортивные
игры» являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897;
3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5 – 9 классы
М. «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения);
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
5. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г.
Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
7. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников»;
8. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного
процесса и учебных помещений»;
9. Основная образовательная программа основного общего образования Учреждения.
1.1. Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры
здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического
здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья,
физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств,
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной
техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными
играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры» предназначена для обучающихся 8-9 классов. Данная программа
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 час в неделю 8-9 классов, всего 34 часа в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно
все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной
программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке
обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов
1.2.
обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные
занятия
Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока:
техники, тактики или общефизической подготовке.
Комбинированные
занятия
Включают два-три компонента в различных сочетаниях:
техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным
правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия
Прием нормативов у занимающихся, выполнению
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью
получения данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных
ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а
метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому
и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
2.
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как
целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с
людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1. Самоопределение
2. Смыслообразование
1. Соотнесение
1. Формулирование
1. Строить
известного и
неизвестного
2. Планирование
3. Оценка
4. Способность к
волевому усилию
цели
2. Выделение
необходимой
информации
3. Структурирование
4. Выбор эффективных
способов решения
учебной задачи
5. Рефлексия
6. Анализ и синтез
7. Сравнение
8. Классификации
9. Действия постановки
и решения проблемы
продуктивное
взаимодействие между
сверстниками и
педагогами
2. Постановка вопросов
3. Разрешение
конфликтов
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава
занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных
показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и
теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
2.3. Способы проверки результатов
- зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
- тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- участие в соревнованиях.
3.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала:
1.
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
уровня
2.
Стенка гимнастическая.
3.
Комплект навесного оборудования.
(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
4.
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
5.
Палка гимнастическая.
6.
Скакалка детская.
7.
Мат гимнастический.
8.
Кегли.
9.
Обруч пластиковый детский.
10.
Планка для прыжков в высоту.
11.
Стойка для прыжков в высоту.
12.
Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
13.
Рулетка измерительная.
14.
Щит баскетбольный тренировочный.
15.
Сетка волейбольная.
16.
Аптечка.
17.
Мяч малый (теннисный).
18.
Гранаты для метания (500г,700г).
Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для футбола.
2. Площадка игровая волейбольная.
3. Гимнастическая площадка.
Мультимедийное оборудование:
1. ЭОР.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
4. Тематическое планирование.
№
Тема
Основное содержание занятия
Баскетбол
Колво
часов
12
Технические действия:
1
2
Стойки и перемещения
баскетболиста
Остановки:
«Прыжком»
«В два шага»
3
Передачи мяча
4
Ловля мяча
5
Ведение мяча
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя
руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.
Комбинация из основных элементов техники
передвижений (перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение).
2
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления
защитника (в парах, тройках, квадрате,
круге).
Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на
месте, в движении по прямой, с изменением направления
движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.
1
1
1
1
1
6
Броски в кольцо
7
Подвижные игры
1
Перемещения
2
Передача
4
Нижняя прямая подача с
середины площадки
Прием мяча
5
6
Подвижные игры и
эстафеты
1
Стоики и перемещения
2
3
Удар
внутренней
стороной
стопы
по
неподвижному мячу с
места,
с
одного-двух
шагов
Удар внутренней
Броски одной и двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли) без сопротивления
защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60
метра.
Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча»,
«гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.).
Волейбол
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и
выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть
и т.п.). Комбинация из основных элементов техники
передвижений (перемещение в стойке, поворот,
ускорение).
Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после
перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в
парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку.
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по
правилам в пионербол, игровые задания.
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки
1
4
12
2
3
2
Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку.
Прием подачи.
Подвижные игры, эстафеты.
2
Футбол
Стойки игрока; перемещения в стойке приставными
шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из
различных положений. Комбинации из освоенных
элементов техники передвижений (перемещения,
остановки, повороты, ускорения).
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней
стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с
одного-двух шагов.
Вбрасывание из-за «боковой» линии.
10
3
1
1
1
стороной стопы по мячу,
катящемуся навстречу
4
Передачи мяча
5
Подвижные игры
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы
и подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из
освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча,
остановка. Игры и игровые задания.
Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в
ворота».
Физическая подготовка
в процессе занятий
Итого
3
3
34
5.
Содержание программы
Баскетбол
1. Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить
свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч
снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко
летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось
– поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1. Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного
зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически
чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя
руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля
его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля
мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади»,
«Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1. Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины
переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу
с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах.
Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в
высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель,
метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах.