Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность 7-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Проектная деятельность
класс: 7-9 классы
учебный год: 2024-2025
руководитель: Бродовикова Ирина Викторовна

пгт Малышева 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся - это вид
образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ
достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и
ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта.
Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний
в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных
предметных областей.
Какие задачи стоят перед реализацией проектной деятельности обучающихся?
 усиление практикоориентированности обучения;
 индивидуализация
обучения, реализация индивидуальных образовательных
траекторий;
 формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности
применять системный подход для решения поставленных задач;
 создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к
генерированию новых идей;
 освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов, приобретение
и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;
 повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении
образовательных
программ,
приобретение
навыков
самоорганизации
и
ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);
 развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства.
Программа разработана на основе требований ФГОС основного общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Практически все, что окружает нас в быту, в школе, на работе, - это результат чьих-то
организованных усилий, приложенных к достижению той или иной цели. Дом, в котором мы
живем, школа, в которой мы учимся, учебная программа, творческий конкурс, даже
организация работы школьной столовой - все это результаты именно таких усилий, а значит,
выдвинуты когда-то и затем реализованные проекты.
Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий, выдающийся
вперед». Уже в самом этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то свое, уникальное, задающее новое
направление, вектор развития.
Проектная деятельность - это особая форма учебной работы, которая формирует умение
работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать
проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные
методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить результат (итоговый
продукт проекта), имеющий практическое значение или применение.
Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Учебный проект должен удовлетворять следующим требованиям:
 Наличие в рамках проекта значимой задачи (исследовательской, информационной,
практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее
решения;
 Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
проекта;
 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся в
рамках проекта;
 Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов);

Использование исследовательских методов при выполнении проекта.
Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько
групп по следующим признакам:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
 Исследовательский
проект - лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и др.;
 Информационный проект - сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее
анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; итогом такого проекта
может являться публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
 Творческий проект - предполагающий максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманах,
театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.;
 Ролевой (игровой) проект - участвуя в котором участники берут на себя роли
литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.;
 Практико-ориентированный проект - нацеленный на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и
может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона и т.д.
По предметно-содержательной области:
 монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;
 межпредметный проект, реализуемый на стыке различных областей.
По характеру контактов - среди участников одной группы, курса, образовательной
организации и т.д.
По количеству участников проекта - индивидуальный, парный, групповой, коллективный,
массовый.
По продолжительности проекта - мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6
занятий), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).



3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Проектная деятельность» не входит ни в одну предметную область, является
рекомендуемым для изучения при освоении программы основного общего образования из
часов, формируемых образовательной организацией.
«Проектная деятельность» проводится 1 раз в неделю. Всего в год 34 часа.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся должны достичь следующих
результатов.
Личностные результаты должны отражать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и
других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
 бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;


владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
 сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
 сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ организации
самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного проекта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное
самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать
публично достигнутый результат.
Организация деятельности предлагает
 спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
 при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах
(например: аналитик, инициатор, генератор идей и (или) новатор, реалист, оптимист,
пессимист и т.п.);
 возможные формы представления результатов проекта осуществляют:
 планирование работы;
 разбивку на группы и распределение ролей в группе;
 выбор формы и способа представления информации
Осуществление деятельности
Не участвует, но:
 консультирует по необходимости обучающихся;
 ненавязчиво контролирует;
 ориентирует в поле необходимой информации;
 консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
 по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
 консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов
Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
 обобщает и резюмирует полученные результаты;
 подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
 глубина проникновения в проблему;
 привлечение знаний из других областей;
 доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,
выводы;
 активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
 характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
 понимание проблемы, цели и задачи;
 умение планировать и осуществлять работу;
 найденный способ решения проблемы.
Осуществляют:
 рефлексию деятельности и результатов;
 взаимооценку деятельности и ее результативности
Последовательность хода проектно-исследовательской работы
 Обоснование актуальности выбранной темы:
 Постановка цели и конкретных задач исследования;
 Определение его объекта и предмета;
 Выбор методов проведения исследования;
 Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
 Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
 Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,
абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от
абстрактного к конкретному.
 Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений
и т.д.
 Поиск информации:
 виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
 методы поиска информации.
Требования к оформлению проектной работы
Защита индивидуального проекта



6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

Подготовка к проведению исследования
1

Проект и проектная задача. Виды проектов.
Планирование работы.

1

2

Цели и задачи проектной работы.

1

3

Этапы проектной работы.

1

4

Оценка готовности к исследовательской работе.

1

5

Выбор направления и проблемы исследования.

1

6

Выбор темы исследования.

1

7

Формулировка темы. Постановка целей.

1

8

Задачи исследований.

1

9

Формулирование гипотезы проекта.

1

10 Актуальность выбранной темы.
Проведение исследования

1

Дата по
плану

Дата по
факту

11 Поиск и отбор научной литературы.

1

12 Сбор материалов, проведение практической части
исследовательской работы.

1

13 Обработка материалов исследования и
структуризация выводов.

1

Оформление исследовательской работы
14 Научный стиль речи.

1

15 Композиция текста.

1

16 Анализ лексических особенностей текстов:
точность, обобщенность, отвлеченность.

1

17 Принципы построения словарных статей.

1

18 Наиболее известные энциклопедии и справочники.
Конспектирование.

1

19 Практикум.

1

20 Требования к оформлению ссылок. Титульный лист
проекта

1

21 Требования к оформлению списка литературы.
Требования к мультимедийной презентации

1

22 Методы исследования.

1

23 Методы сбора анализа материала.

1

24 Экспериментальные методы.

1

25 Работа с интернет-сайтами.

1

26 Формирование поискового запроса.

1

27 Оценка информации с точки зрения ее
достоверности, точности, обоснованности.

1

28 Оценка источников информации.

1

29 Требования к структуре и оформлению проектной
работы (проектной папке)

1

Защита результатов исследования
30 Формы представления работ.

1

31 Критерии оценки проектных работ, 7-8 кл.

1

32 Критерии оценки ИИП для обучающихся 9 класса

1

33 Представление работ. Анализ проектов.

1

34 Анкета «Мои успехи в проектной деятельности.

1

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
Освоение программы по курсу «Проектная деятельность» предполагает наличие в
образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать
презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав программы по предмету входят:
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные или допущенные для
использования в образовательных организациях.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научнопопулярной литературой и др.
В процессе освоения программы по курсу «Проектная деятельность» обучающиеся должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном
доступе в Интернете.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Навигатор исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и
проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и
др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия
Менделеева, 2017. - 89 с.
2. Спутник исследователя. Рабочая тетрадь для школьников по подготовке и
проведению учебно-исследовательской деятельности. - 2-е изд. - Шестернинов Е.Е. и
др. Издательство Некоммерческой организации Благотворительный фонд наследия
Менделеева, 2017. - 53 с.
3. www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и
методика. Исследовательские работы.
4. www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских
работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу,
детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации
посетителей.
5. www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских
конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение
нормативных документов.
6. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным
проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности
учащихся.
7. www.irsh.redu.ru - сайт научно-методического и информационно-публицистического
журнала «Исследовательская работа школьников».
8. www.iteach.ru - сайт программы Intel «Обучение для будущего».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».