Рабочая программа курса внеурочной деятельности 9 кл Сложные вопросы обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Сложные вопросы обществознания
класс: 9 а,9 б
учебный год: 2024-2025
руководитель: Фирсова Аэлита Николаевна

пгт Малышева 2024

Пояснительная записка
Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками предметов в
ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию –
один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных
заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется
интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь
содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения»,
«Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества».
Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию,
экономику, культурологию, политологию, право.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
Целью программы учебного курса «Сложные вопросы обществознания» в 9 классе
является теоретическая и практическая помощь в подготовке к Государственной итоговой
аттестации выпускников по обществознанию в рамках ОГЭ.
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление курса
обществознания основной школы и решение заданий повышенной сложности.
Задачи курса:

знакомство со структурой и содержанием КИМов по предмету; распределением
заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

повышение предметной компетентности учащихся;

развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

краткое изложение и повторение курса обществознания;

формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;

Формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена; эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;

психологическая подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.

Программа курса рассчитана на 1 час в неделю в течение учебного года: 1ч. х 34 нед.=34 ч.
Программа учебного курса составлена на основе:
 ФРП ООО по обществознанию;
 ОП ООО МАОУ СОШ №3;
 Демонстрационных материалов ОГЭ 2023-2024, 2024-2025 г. по обществознанию;
 Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
(2025 г.)
 Спецификации КИМов (2025 г.)
Планируемые результаты:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:
1.
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
2.
выполнять познавательные и практические задания:

 на использование элементов причинно-следственного анализа;
 на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
 на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
 на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
 на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
 на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общество как динамичная система
Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные
институты
общества.
Понятие
общественного
прогресса.
Многовариантность
общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Тема 2. Человек
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и
интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и
деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное
поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Познание
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии.
Многообразие видов познания. Научное познание. Уровни и методы научного познания.
Социальное и гуманитарное знание.
Тема 4. Духовная культура
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его
значение для общества и личности. Религия. Искусство, его формы, основные направления.
Мораль и нравственная культура.
Тема 5. Социальные отношения
Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная
стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся
поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Социальная
роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты. Этнические
общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их
разрешения. Конституционные основы национальной политики.
Тема 6. Политика

Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее
структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических
режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и
гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в
политической системе. Избирательные системы. Избирательная компания в РФ.
Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы
государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.
Тема 7. Право
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс.
Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного
строя РФ. Законодательство РФ о выборах.
Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок
приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.
Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду
и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в
мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство в РФ.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.
Тема 8. Экономика
Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические
системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. Постоянные и
переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники
финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины,
последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в
экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно- кредитная политика. Мировая
экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина,
гражданина
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям – нравственным ориентирам, являющимся
основой мировоззрения граждан России, передаваемым от поколения к поколению,
лежащим в основе общероссийской идентичности и единого культурного пространства
страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала уроков обществознания. Эта работа осуществляется в следующих формах:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и

социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.
- Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
- Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
- Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
- Выбор и использование на уроках методов, методик, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания.
- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включение в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим
идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем
и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

Учебно-тематическое планирование курса
«Сложные вопросы обществознания»
9 класс
№
урока

Тема

Кол-во
часов

Формы
контроля

1

Введение

1

2

Кодификатор элементов содержания; спецификация КИМов
по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ

1

заполнение
бланков

3-4

Информационные ресурсы. Поиск социальной информации
из различных носителей.

2

тест

5-6

Общество как динамичная система

2

7-8

Человек

2

9-10 Познание

2

11-12 Духовная культура

2

13-14 Социальные отношения

2

15-16 Политика

2

17-18 Право

2

19-20 Экономика

2

Методика решения заданий разного уровня сложности

14

21-22 Задания на описание об основных социальных объектах

2

тест

23-24 Задания на сравнение социальных объектов, выявление их
общих черт и различий

2

тест

25-26 Задания на умение объяснять взаимосвязи изученных
социальных объектов

2

тест

27-28 Задание на умение оценивать поведение людей с точки зрения
соц. норм, экономической рациональности

2

тест

29-30 Решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные ситуации в различных сферах деятельности

2

тест

2

Тест

31-32 Работа с заданиями к тексту (высокий уровень сложности)
33-34 Итоговое тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».