Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
от 06.09.2024 г. № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
класс: 1
учебный год: 2024-2025
руководитель: Манузина Галина Давлетовна
пгт. Малышева 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения
блока
«Финансовая
грамотность»является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Цельюизучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1
часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
2
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
3
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
4
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.
2.
3.
4
Тема
Предмет
изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Виталий
Содержание
– Определять жанр произведения;
Бианки.
сказки.
– называть героев сказки;
Лис и
Качество:
– дополнять предложения, пользуясь информацией из
мышонок осторожность, текста;
предусмотрите – давать характеристику героям;
льность.
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Русская
Содержание
– Определять национальную принадлежность сказки
народная сказки.
по информации в заголовке занятия;
сказка.
Качество:
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без
Мороз и
выносливость, опоры на текст;
заяц
упорство.
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научно-познавательного
текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Владимир Содержание
– Давать характеристику героям;
Сутеев.
сказки.
– дополнять предложения на основе сведений из
Живые
Качество:
текста;
грибы
трудолюбие.
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного
текста выбирать верные высказывания.
Геннадий Содержание
– Определять вид сказки;
Цыферов. сказки.
– называть героев сказки, находить среди них главного
Петушок Качество:
героя;
и
вежливость,
– определять принадлежность реплик персонажам
солнышк умение
сказки (без опоры на текст);
о
признавать
– определять последовательность событий сказки;
свои ошибки.
– находить необходимую информацию в тексте;
6
5.
Михаил
Пляцковс
кий. Урок
дружбы
Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.
6
Грузинск
ая сказка.
Лев и
заяц
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.
7
Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.
8
Евгений
Пермяк.
Четыре
брата
Содержание
сказки.
Семейные
ценности.
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке,
с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
– располагать в правильной последовательности
предложения для составления отзыва на прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
7
9
Про
курочку
Рябу,
золотые и
простые
яйца
10
Про козу,
козлят и
капусту
– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на
вопросы;
– работать в группе.
12 Как
Разложение
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно
петушок
числа 10 на два из слагаемых больше другого;
и курочки и три
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
делили
слагаемых.
слагаемые равны;
бобовые
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
зёрнышки
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
13 Про
Увеличение
– Преобразовывать текстовую информацию в
наливные числа на
табличную форму;
яблочки
несколько
– находить недостающие данные при решении задач;
единиц,
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
сложение и
– овладевать практическими навыками деления числа
вычитание в
на части на наглядно-образной основе;
переделах 20.
– выражать большие единицы измерения в более
мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
14. Про
Состав чисел
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
Машу и
9, 10, 11.
– решать задачи на нахождение суммы;
трёх
Задачи на
– овладевать практическими навыками деления числа
медведей нахождение
на части на наглядно-образной основе;
суммы.
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице
данные;
– устанавливать закономерности.
11
Про
петушка
и
жерновцы
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в
сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт
– Определять количество предметов при счёте;
предметов,
– составлять и решать выражения с ответом 5;
составление и
– решать задачу на уменьшение числа на несколько
решение
единиц;
выражений,
– соединять с помощью линейки точки и называть
задачи.
многоугольники;
Многоугольни – решать задачу в два действия.
ки.
Счёт
– Определять количество предметов при счёте;
предметов,
– образовывать число 8;
составление и
– составлять и решать выражения с ответом 9;
решение
– решать задачу в два действия;
выражений,
– находить остаток числа;
задачи.
– соединять с помощью линейки точки и называть
Ломаная.
геометрическую фигуру – ломаную.
Состав числа
9, анализ
данных и
ответы на
вопросы.
8
15
Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку
16
Про
медведя,
лису и
мишкин
мёд
17
За
покупкам
и
18
Находчив
ый
Колобок
19
День
рождения
МухиЦокотухи
20
Буратино
и
карманны
е деньги
21
Кот
Василий
продаёт
молоко
22
Лесной
Задачи на
нахождение
части.
Состав числа
12.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Задачи на
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение
нахождение
числа на несколько единиц;
суммы.
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в
Состав чисел
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
второго
– раскладывать числа первого и второго десятка на
десятка.
несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар,
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
спрос.
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и тот же
товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
Деньги, цена,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
услуги, товар.
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– работать в группе.
Цена,
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
стоимость,
– определять, какой товар можно купить на
сдача,
имеющиеся деньги;
сбережения.
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
Карманные
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги,
деньги,
необходимая покупка, желаемая покупка;
необходимая
– выбирать подарки для друзей на основе
покупка,
предложенных цен;
желаемая
– анализировать информацию и делать
покупка.
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости,
коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
Реклама.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и
выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
Банк,
– Наблюдать над понятием «банк»;
9
банк
финансы,
банковские
услуги,
работники
банка.
23
Как
мужик и
медведь
прибыль
делили
Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа
оптом.
24
Как
мужик
золото
менял
Услуга,
равноценный
обмен, бартер.
– объяснять значение понятий на доступном для
первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в
текстовом виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают
прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную
сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать
над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
25
Как
Иванушк
а хотел
попить
водицы
Вода, свойства
воды.
26
Пятачок,
ВинниПух и
воздушн
ый шарик
Воздушный
шарик, воздух.
27
Про
репку и
другие
корнепло
ды
Корнеплоды.
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа
бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки
чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из
рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;
10
28
Плывёт,
плывёт
кораблик
Плавучесть
предметов.
29
Про
Снегуроч
ку и
превраще
ния воды
Три состояния
воды.
30
Как
делили
апельсин
Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.
31
Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду
Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.
32
Иванова
соль
Соль, свойства
соли.
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от
формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится
воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских,
выпуклых и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
высказывание, таблица, дополненное письменное
11
33
Владимир Яблоко.
Сутеев.
Яблоко
высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.
12