Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
от 06.09.2024 г. № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Финансовая грамотность
класс: 3 а,3 б
учебный год: 2024-2025
руководитель: Контаурова Елена Александровна
пгт. Малышева 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на
приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной
программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к
дополнительным образовательным программам.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебно-методический
комплект, который также включает следующие издания:
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2
частях. Часть 1;
• Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2
частях. Часть 2;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3 классы;
Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации
для учителя. 2–3 классы;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–3
классы. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 2–3 классов в сфере экономики семьи.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; •
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебноисследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература.
При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей 1 Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам утверждён Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013
№ 1008. 2 Основанием для реализации программы курса является п. 5 ст. 31 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6 важно
учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного
фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость
обеспечения информационной и психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов
учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно,
осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной
игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном
познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении
курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды,
стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение
мнений и предположений, учебный диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии –
способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к
рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его
направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями
младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные миниисследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и
навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ
информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются
межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег
существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды
семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег
тратит семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
•
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
Метапредметными
являются:
результатами
изучения
курса
«Финансовая
грамотность»
познавательные:
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
•
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
•
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
регулятивные:
•
понимание цели своих действий;
•
составление простых планов с помощью учителя;
•
проявление познавательной и творческой инициативы;
•
оценка правильности выполнения действий;
•
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
•
составление текстов в устной и письменной формах;
•
умение слушать собеседника и вести диалог;
•
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
•
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•
понимание и правильное использование экономических терминов;
•
представление о роли денег в семье и обществе;
•
умение характеризовать виды и функции денег;
•
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
•
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
•
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
•
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса
Раздел 1. Права и обязанности человека - 5 ч.
Конвенция о правах ребенка
Если нарушаются права
Права и обязанности школьника
Беречь природу-значит беречь жизнь. Бережливость лучшее богатство
Моя семья. Мои семейные обязанности.
Раздел 2 Сбережения и траты -7 ч.
Что можно и чего нельзя купить за деньги.
Современные деньги.
Деньги настоящие и фальшивые.
Учимся считать деньги.
Почему важно быть честным человеком.
Раздел 3 Откуда в семье деньги -12 ч.
Откуда деньги в семье?
Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.
Основной источник дохода современного человека
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным.
Пенсия. Стипендия. Пособие.
Денежный займ.
Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам. Кредиты.
Мошенничество.
Откуда в семье деньги.
Раздел 4 На что тратятся деньги -6 ч.
Обмен денег на товары и услуги.
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Обязательные и необязательные расходы.
Сбережения.
Долги. Вредные привычки. Хобби.
На что тратятся деньги
Раздел 5 Как умно управлять своими деньгами -4 ч.
Бюджет – план доходов и расходов.
Учёт доходов и расходов
Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии.
Игра «Монополия»
Тематическое планирование
№
п/п
Раздел
(Тема)
Ключевые воспитательные задачи
и -стимулирование интереса к изучению мира
финансов;
- активизация коммуникативной деятельности
школьников;
- формирование у детей положительной мотивации
к формированию финансовой культуры и
овладению финансовой грамотностью;
- повышение ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в
и жизни;
- воспитание уважения к своему и чужому труду,
добросовестного отношения к посильному труду,
коллективизму в быту, предусматривающему
взаимопомощь между членами семьи, друзьями,
соседями;
Количество
часов
1.
Права
обязанности
человека
2.
Сбережения
траты
3
.
4
Откуда в семье
деньги
На что тратятся
деньги
12
5
Как
умно
управлять
своими
деньгами ИТОГО
4
5
7
6
34
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Основным объектом оценки образовательных достижений учащихся во 2 и 3 классах
являются планируемые результаты освоения курса, которые в соответствии с ФГОС НОО
включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне.
Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса
предполагает комплексную оценку образовательных достижений учащихся в области
финансовой грамотности. При этом учителю и педагогу дополнительного образования важно
иметь в виду следующее:
• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно-значимые
изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления финансовой
грамотности младших школьников;
• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных
к реальной жизни, в которых учащиеся могут продемонстрировать применение знаний и
умений, опыт грамотного финансового поведения;
• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых
результатов и инструментарию для оценки их достижения.
За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально
достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся методом сложения, при
котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с
оценками типа:
• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, о
правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на
опорном учебном материале;
• «хорошо» и «отлично», которые говорят об усвоении базовой системы понятий и знаний
на уровне осознанного произвольного владения учебными действиями, а также о кругозоре,
широте (или избирательности) интересов учащегося.
Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями
ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Оценка достижения этих результатов
осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное
использование при оценивании результатов освоения учащимся программы «Финансовая
грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся проводится после самооценки
ими своих достижений. В этом случае она становится инструментом определения
направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя)
меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности.
Организация самооценки включает следующие этапы.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии
оценки учебного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты
деятельности по выполнению задания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты
деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям,
обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия, требующие
корректировки.
В процессе оценивания используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального
общего образования связано прежде всего с умением учиться и может проводиться в ходе
наблюдения в процессе занятий, в промежуточных и итоговых проверочных работах по
курсу «Финансовая грамотность», в комплексных работах межпредметного характера.
В ходе текущей, тематической или промежуточной оценки может быть оценено
достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или
нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.
Например, именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности
такого умения, как взаимодействие с партнёром (ориентация на партнёра, умение слушать и
слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции
в отношении изучаемого объекта, действия, события и др.).
Система предметных знаний, умений и компетенций – важнейшая составляющая
предметных результатов курса «Финансовая грамотность». Предметом оценивания являются
базовые знания и умение применять их для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий:
применение знаково-символических средств; моделирование, сравнение, группировка и
классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в
том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск информации, её преобразование,
представление и интерпретация.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных
достижений служит портфолио – портфель достижений учащегося, который обеспечивает
демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном
контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной
учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Портфолио учащегося – это не только современная эффективная форма оценивания, но и
действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)
деятельности;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность.
В общем портфолио учащегося целесообразно выделить специальный раздел,
посвященный динамике освоения курса «Финансовая грамотность». Для оценки достижения
планируемых результатов курса в этот раздел можно включать:
• выполненные учащимися учебные проекты;
• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по курсу;
• результаты учебных мини-исследований;
• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями
(оценочные листы, листы наблюдений родителей, листы самооценки);
• результаты участия в неделе финансовой грамотности, в олимпиадах и конкурсах.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио в целом ведутся с
позиций достижения планируемых результатов всего курса финансовой грамотности.
Оценка как отдельных работ учащегося, так и его портфолио в целом ведётся на
критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться
специальными документами, в которых описаны: состав портфеля достижений; критерии, на
основе которых оцениваются отдельные работы; вклад каждой работы в накопленную
оценку учащегося. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут
полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем
применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются
выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а
также базовой системы понятий и знаний финансовой грамотности;
• о сформированности основ умения учиться при решении учебно-познавательных и
учебно-практических задач финансовой грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Формы и критерии оценивания образовательных достижений учащихся
Оценивание достижений школьников при изучении курса «Финансовая грамотность» во 2
и 3 классах предполагает текущее и итоговое оценивание.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования
планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий
характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в
освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию
собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты
выполнения учащимися различных видов заданий (в том числе помещённых в рабочую
тетрадь), их участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх.
Итоговое оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых
результатов по изучению каждой из двух частей курса. Средствами итогового оценивания
являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита
(презентация, умение отвечать на вопросы). На занятиях по обобщению результатов
изучения каждой из двух частей курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Типы заданий для оценивания образовательных достижений
Текущее оценивание:
• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тестовое задание;
• решение задачи;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• ролевая игра;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: заполнение таблиц и создание простых схем;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
• тест;
• решение задач;
• графическая работа (заполнение схем);
• учебный проект;
• проверочная работа.
В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из двух частей
курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах может быть сделан один из трёх выводов:
• учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен
использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебно-практических
финансовых задач;
• учащийся овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного
выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным темам учебной программы, из них
не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения
контрольной работы свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий
базового уровня);
• результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на
безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем
или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным
в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях –
базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая
грамотность», если он овладел знаниями на базовом уровне.
Критерии оценивания
1. Понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и
правильное использование предметных понятий.
2. Обработка, анализ и представление финансовой информации в виде простых
таблиц, схем и диаграмм.
3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинноследственных связей.
4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор
источников информации по финансовой теме (с помощью учителя).
5. Определение положительных и негативных последствий финансовых решений и
действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, логичное и понятное
изложение, использование иллюстраций, видеоряда.
7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств,
качество оформления результатов выполненной работы.
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть
изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности
того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого
вычисления до поиска логических связей. Устное сообщение может носить характер
простого изложения по заданной теме, а может сопровождаться компьютерной
презентацией. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи.
Связь форм и критериев оценивания представлена в следующей таблице. Номера
критериев соответствуют номерам в таблице.
Вид работы
№ критерия
1
2
3
4
5
6
7
Максимальное
количество
баллов
5 баллов за каждый критерий
Тест, кроссворд, анаграмма
۷
Устный опрос, викторина
۷
۷
10
Задача
۷
۷
10
Графическая работа
۷
۷
Устное сообщение
۷
۷
Ролевая игра
۷
۷
Постер
۷
۷
Мини-исследование
۷
۷
۷
۷
Интеллект-карта
۷
۷
۷
Учебный проект
۷
۷
۷
5
۷
۷
۷
۷
۷
15
25
۷
20
۷
۷
20
۷
۷
۷
35
۷
۷
۷
۷
35
۷
۷
۷
۷
35
Формы занятий и методы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся
При организации освоения курса «Финансовая грамотность» в начальной школе
целесообразно использовать следующие формы и методы занятий.
Работа над проектной задачей
Во 2–3 классах основные педагогические цели использования проектных задач
состоят в обеспечении возможности поиска такого способа, с помощью которого можно
решить конкретную практическую задачу и организовать освоение компетенций учебного
сотрудничества. Решение проектных задач является для педагога и предметом оценки
формируемых компетенций школьников через включенное наблюдение. Педагог
использует карту наблюдения, которая позволяет фиксировать происходящее и проводить
анализ. Результаты наблюдения нужно обязательно обсуждать вместе с учащимися,
отмечая как положительные, конструктивные, так и неконструктивные примеры работы в
группах над проектной задачей.
Этапы работы над проектной задачей
1. Анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, противоречие, какую задачу
нужно решить).
2. Постановка цели (чего нужно достичь).
3. Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности
нужно сделать).
4. Выявление возможных вариантов решений проектной задачи.
5. Представление, оценка результатов и процесса решения проектной задачи (достигнута
ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующие действия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации, интересной для них.
В рамках ситуации дети выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные
предположения относительно ее решения, на основе которых формулируют основную
гипотезу.
2. Исследование проводится как поиск и обоснование решения проблемы или
опровержения гипотезы каждым участником исследовательской группы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали,
решена ли проблема).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение результатов мини-исследования (каковы области использования
полученного знания, способа действия).
Практическое занятие
Эта форма организации занятия предполагает выполнение учащимися заданий
тренировочного характера, в том числе решение практических финансовых задач
самостоятельно или в группе. Помимо того, целями практического занятия являются
овладение приёмами работы с предметными понятиями, формирование умения
устанавливать между ними связи.
Решение практических задач – одно из важнейших умений, которое учащиеся
младших классов осваивают в ходе изучения курса «Финансовая грамотность».
Практические задачи формулируются в виде приближенного к реальности описания
жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся
необходимо найти решение, используя полученные знания и умения.
Объектом оценки практической задачи будет письменная работа с представленным
алгоритмом решения. Учитель заранее знакомит учащихся с критериями оценки решения
практических задач и описанием, как следует оформлять его письменно. Критерии оценки
решения следующие:
• формулирование условий, в которых решается задача;
• определение вариантов решения практической задачи;
• анализ вариантов решения задачи;
• обоснование итогового выбора.
В ходе практического занятия могут быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач;
• коллективное обсуждение алгоритма решения этих задач, выявление типичных ошибок,
нахождение правильного способа решения;
• взаимопроверка правильности полученных результатов.
Игра
Игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности,
которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность
приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт
личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план,
определять пути достижения финансовых целей, договариваться о выборе того или иного
финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
• рост уровня мотивации учебно-познавательной деятельности;
• воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни,
взаимодействия в области семейных и личных финансов;
• приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
• расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств (правила, карточки,
описание ситуаций). Каждое игровое занятие проходит по определённым правилам,
заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника игры
и их взаимодействие.
В рамках игры дети:
• выполняют игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
• замещают реальные вещи игровыми, условными;
• вступают в реальные отношения с другими игроками;
• конкретизируют сюжет игры и действуют в соответствии с ним так, как они поступали
бы в действительности, воспроизводя семейные отношения в сфере финансов.
Использование игры на занятии по финансовой грамотности предполагает:
• разработку сценария и инструкций для каждой роли, подготовку необходимых средств,
определение правил и регламента игры;
• распределение ролей, формирование групп («семей»);
• выполнение школьниками игровых заданий и представление результатов своего участия
в игре;
• анализ соответствия выполненных игровых действий условиям игры (проводится
заранее назначенными экспертами);
• подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели;
• оценку и самооценку, выводы и обобщения.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Финансовая грамотность» 3
класс
№
п/п
1.
2.
3
4
5
Тема урока
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Права и обязанности человека-5 часов
Конвенция о правах
Познакомиться
с Регулятивные УУД:
осознание
ребенка
основными статьями
составление
себя как члена
.
Конвенции о правах простых планов с
семьи, общества
ребенка.
помощью учителя;
и государства;
Знать
права
и
понимание цели
Если нарушаются права
обязанности
своих действий;
овладени
школьника
проявление
Права и обязанности
е
начальными
познавательной и
школьника
навыками
творческой инициативы;
адаптации
в
Познавательные УУД:
Беречь
природу-значит
мире
освоение способов
беречь
жизнь.
финансовых
решения проблем
Бережливость
лучшее
отношений;
творческого и поискового
богатство
характера;
развитие
использование
Моя семья. Мои семейные
самостоятельнос
различных способов
обязанности
ти и осознания
поиска, сбора, обработки, личной
анализа и представления
ответственности
информации;
за
свои
Коммуникативные УУД: поступки;
составление
текстов в устной и
письменной формах;
умение слушать
собеседника и вести
диалог;
6
Что можно и чего нельзя
купить за деньги.
7-8
Современные деньги
910
Деньги настоящие и
фальшивые
11
Учимся считать деньги.
12
Почему важно быть
честным человеком.
13
Откуда деньги в семье?
14
Наследство. Выигрыш в
лотерею. Клад.
Основной источник
дохода современного
человека
Основной источник
дохода современного
человека
15.
16
Сбережения и траты-7 часов
-понимать
Регулятивные УУД:
экономические
оценка
термины;
правильности
-иметь
выполнения действий;
представление о роли
адекватное
денег в семье и восприятие предложений
обществе;
товарищей, учителей,
родителей.
Познавательные УУД:
овладение логическими
действиями сравнения,
обобщения,
классификации,
установления аналогий и
причинно-следственных
связей, построения
рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
овладение
базовыми предметными
и межпредметными
понятиями.
Коммуникативные УУД:
умение
признавать возможность
существования
различных точек зрения и
права каждого иметь
свою;
умение излагать
свое мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
Откуда в семье деньги-12 часов
-знать
источники Познавательные УУД:
доходов и расходов • освоение способов
семьи;
решения проблем
-уметь рассчитывать творческого и поискового
доходы и расходы и характера;
составлять простой Регулятивные УУД:
семейный бюджет;
• понимание цели своих
-проводить
действий;
элементарные
• составление простых
финансовые расчеты. планов с помощью
учителя;
Коммуникативные УУД:
• составление текстов в
развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных игровых
и
реальных
экономических
ситуациях.
Осознание себя
как члена семьи,
общества и
государства;
• овладение
начальными
навыками
адаптации в мире
финансовых
отношений;
• развитие
самостоятельнос
ти и осознание
личной
ответственности
за свои поступки;
• развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных игровых
и реальных
устной и письменной
формах;
• умение слушать
собеседника и вести
диалог
17
18
Сдельная зарплата.
Почасовая зарплата.
Помощь государства
пожилым людям,
инвалидам, студентам,
семьям с детьми и
безработным.
19
Пенсия. Стипендия.
Пособие.
20
21
Денежный займ.
Имущество. Аренда.
22
Проценты по вкладам.
Кредиты.
23
Мошенничество.
24
Откуда в семье деньги.
25
Обмен денег на товары и
услуги.
26
Расходы. Продукты.
Коммунальные платежи.
27
Обязательные и
необязательные расходы.
Сбережения.
28
29
30
Долги. Вредные
привычки. Хобби.
На что тратятся деньги
•
понимание
и
правильное
использование
экономических
терминов;
•
умение
характеризовать
виды и функции
денег;
Познавательные УУД:
• использование
различных способов
поиска, сбора,
обработки, анализа и
представления
информации;
• овладение логическими
действиями сравнения,
обобщения,
классификации,
установления аналогий и
причинно-следственных
связей, построения
рассуждений, отнесения к
известным понятиям
• представление о • овладение базовыми
роли денег в семье и предметными и
обществе;
межпредметными
понятиями;
Регулятивные УУД:
• проявление
познавательной и
творческой инициативы;
• оценка правильности
выполнения действий;
• адекватное восприятие
предложений товарищей,
учителей, родителей;
Коммуникативные УУД:
• составление текстов в
устной и письменной
формах;
• умение слушать
собеседника и вести
диалог;
На что тратятся деньги – 6 часов
• умение рассчитывать Познавательные УУД:
доходы и расходы и •
использование
составлять
простой различных
способов
семейный бюджет;
поиска,
сбора,
•
определение обработки,
анализа,
элементарных проблем в организации, передачи и
области
семейных интерпретации
финансов и путей их информации;
поиск
решения;
информации в газетах,
•
проведение журналах, на интернетэлементарных
сайтах и проведение
финансовых расчётов
простых
опросов
и
интервью;
Регулятивные УУД:
• понимание цели своих
действий;
•
планирование
экономических
ситуациях.
понимание
, что ребенок – это
член семьи,
общества и
государства;
-развитие
самостоятельност
и и осознание
ответственности
за свои поступки.
развитие
самостоятельност
и и осознания
личной
ответственности
за свои поступки;
развитие
навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных
экономических
ситуациях.
• осознание себя
как члена семьи,
общества и
государства;
понимание
экономических
проблем семьи и
участие в их
обсуждении;
понимание
финансовых
связей семьи и
государства;
• овладение
начальными
навыками
адаптации в
действия с помощью
учителя
и
самостоятельно;
:
•
проявление
познавательной
и
творческой инициативы;
• оценка правильности
выполнения действий;
самооценка
и
взаимооценка;
• адекватное восприятие
предложений
товарищей,
учителей,
родителей.
Коммуникативные
УУД:
• составление текстов в
устной и письменной
формах;
• готовность слушать
собеседника и вести
диалог;
• готовность признавать
возможность
существования
различных точек зрения
и права каждого иметь
свою;
31
Как умно управлять своими деньгами -4 ч.
Бюджет – план доходов и
Регулятивные УУД:
расходов.
формирование умений
представлять
информацию в
зависимости от
поставленных задач в
виде таблицы, схемы,
графика, диаграммы,
диаграммы связей
(интеллект-карты);
• овладение
логическими
действиями сравнения,
анализа, синтеза,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
и причинноследственных связей,
построения
рассуждений,
отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми
предметными и
межпредметными
понятиями.
Познавательные УУД:
• освоение способов
мире
финансовых
отношений:
сопоставление
доходов и
расходов, расчёт
процентов,
сопоставление
доходности
вложений на
простых
примерах;
развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и за свои
поступки;
планирование
собственного
бюджета,
предложение
вариантов
собственного
заработка;
• развитие
навыков
сотрудничества
с взрослыми и
сверстниками в
разных
игровых и
реальных
экономических
ситуациях;
участие в
принятии
решений о
семейном
бюджете.
решения проблем
творческого и
поискового характера;
Коммуникативные
УУД:
•готовность признавать
возможность
существования
различных точек зрения
и права каждого иметь
свою;
32
Учёт доходов и расходов
33
Сравниваем доходы и
расходы. Способы
экономии.
Итоговое занятие. Игра
«Монополия»
34
Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий
Для работы на занятиях учащимся необходимы:
• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры,
линейка обычная, циркуль, ластик;
• материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная,
цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);
• компьютерное оборудование, подключение к Интернету;
• проектор;
• карточки для игр (с описанием игровых ситуаций).
При изучении курса рекомендуется на каждом занятии использовать рабочую тетрадь
с практическими заданиями. Рабочая тетрадь – это дидактическое пособие,
предназначенное для самостоятельной работы учащихся в классе и дома и выполнения
заданий непосредственно на её страницах.
В рабочей тетради дети фиксируют решение проектных задач, выполняют тестовые
задания, решают практические задачи и придумывают тексты новых задач, записывают
результаты проведения мини-исследований, обобщают и систематизируют пройденный
материал.
Список литературы и интернет-источников
Основная литература
1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы.
2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
5. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы
общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
6. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы
общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева;
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной
школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017.
3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2014.
4. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://azy-economiki.ru
5. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006.
6. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить.
М.: Вектор, 2008.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая
школа,
2010.
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
8. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким
детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное
пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
10. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным //
Начальная школа плюс До и После. 2011. № 11. С. 84–87.
11. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере
изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? // Экономика образования. 2012. № 2. С.
99–105.
12. Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системнодеятельностного
подхода на уроке: методические рекомендации. Барнаул: АКИПКРО, 2015.
13. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru
14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие.
Минск: ТетраСистемс, 2011.
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.:
Владос, 2003. 3 0
16. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей
нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д:
Учитель, 2002.
17. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
18. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://project.1september.ru
19. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009.
20. Экономика для 3–5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т.
Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.:
МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного
мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя,
родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный
экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. 3 1
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг
«ХочуМогуЗнаю».