Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 207/од от 06.09.2024 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Орлята России
классы: 1, 2а, 2б, 3 а, 3 б, 4а, 4б
учебный год: 2024-2025
руководители: Манузина Галина Давлетовна, Банмиллер Марина Николаевна, Самихова Елена
Маратовна, Котова Анастасия Владимировна, Котова Екатерина Викторовна, Козырина Елена
Александровна, Сиволобова Руслана Викторовна
пгт. Малышева 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820;
основной образовательной программы.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес
к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан
России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду);
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное
отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания
героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими
доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважает старших;
бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению;
проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к
результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном
общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в
неделю/33 часа в год в 1 классе/34 часа в год во 2-4 классах.
Содержание курса внеурочной деятельности
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок
России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми
трекам.
Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса
№ Тема
Содержание темы
Виды
деятельности
Формы
организации
занятий
Трек «Орлёнок – Эрудит»– 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому
времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности
становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной
стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны,
познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Введение в тему,
Познавательная,
Просмотр
1 «Кто такой
мотивация,
игровая.
мультфильма;
эрудит?»
Взаимодействие – решение ребусов,
целеполагание.
групповое,
кроссвордов,
Знакомство с понятием
фронтальное,
«Эрудит»: лексическая
загадок;
индивидуальное
работа – значения
танцевальный
нового слова.
флешмоб.
2
«Эрудит –
это...»
Работа с конвертом
копилкой трека Орлёнок –
Эрудит»
Познавательная,
игровая,
проблемноценнос
тное общение.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Диалог с детьми;
работа в парах;
высказывание
детьми своей
точки зрения;
логические и
интеллектуальные
игры-минутки
3
«Всезнайка»
Учимся узнавать
главные качества
эрудита, осознавать
ценность умственного
труда в жизни человека
Познавательная,
игровая,
проблемноценнос
тное общение.
Взаимодействие
– групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Познавательная,
Проблемноценнос
тное общение.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Повторение
материала
Выход в библиотеку
Посещение
(районная, школьная),
библиотеки
совместно с
Работа с книгой
библиотекарем
знакомство с детскими
энциклопедиями и
другими интересными
книгами, запись
обучающихся в
библиотеку
Трек «Орлёнок – Доброволец»– 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека – Круг Добра
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна
круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в
России 5 декабря Дня волонтёра.
1 «От слова к Введение в тему.
Познавательная,
Прослушивание
Мотивация,
Проблемноценнос песни или
делу»
целеполагание.
тное общение.
просмотр
Знакомство с понятиями
Взаимодействие – мультфильма;
«Добро. Доброволец и
групповое,
анализ рассказа;
волонтёр.
фронтальное,
танцевальный
Добровольчество»:
индивидуальное.
флешмоб.
лексическая работа –
значения новых слов.
Работа с символом
Трека «Орлёнок –
Доброволец» - Кругом
Добра
2 «Спешить
Важно с детьми прийти к
Познавательная,
Участвуют в игре;
пониманию того, что в их Проблемноценнос решение кейсов;
на помощь
создание
безвозмездн силах делать добрые дела. тное общение.
Вместе их придумать,
Взаимодействие – «Классного круга
о»
обсудить, решить, что
групповое,
добра»;
можно сделать уже в
фронтальное,
танцевальный
ближайшее время.
индивидуальное
флешмоб.
Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец» - Кругом
Добра
3 «Доброволец Встреча с гостем,
Познавательная,
Встреча с
4
«Встреча
синтересным
эрудитом –
книгой»
который достиг успехов в Проблемноценнос волонтером;
области
тное общение.
интервью добровольчества.
Взаимодействие
беседа.
Работа с символом
– групповое
трека «Орлёнок –
Доброволец» - Кругом
Добра Дополняют
«Классный круг»
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера в рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и
классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном
празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны);
посещений мест работы родителей мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
1 «Мастер –
Введение в тему,
Познавательная,
Прослушивание
это...»
мотивация,
досуговостихотворения;
целеполагание.
развлекательная,
просмотр
Знакомство с понятием
художественное
мультфильма;
«мастер»: лексическая
творчество,
обсуждение
работа – значения нового
проблемноценнос вопросов;
слова.
тное
изготовление
общение.
оригами;
Взаимодействие – танцевальный
групповое,
флешмоб.
фронтальное,
индивидуальное
2 «Мастерска Реализуем нашу идею
Познавательная,
Отгадывание
я Деда
(учитель выстраивает
досуговозагадок; деление
Мороза...»
занятие на основе
развлекательная,
на группы;
этапов коллективнохудожественное
танцевальный
творческой
творчество,
флешмоб
деятельности).
проблемноценнос
*Работа со шкатулкой
тное
трека «Орлёнок –
общение.
Мастер» В шкатулку
Взаимодействие –
вкладываем итоги дела
групповое,
– анализ КТД, можно
фронтальное,
снять видео с
индивидуальное
впечатлениями ребят.
3 «Класс
Основной посыл данного
Познавательная,
Реализация идей по
мастеров»
занятия – реализация
художественное
украшению
идей по украшению
творчество.
класса/классной
класса или классной ёлки, Взаимодействие
ёлки; знакомство с
знакомство с историей
– групповое,
историей
новогодних игрушек в
фронтальное,
новогодних
России, праздника Нового индивидуальное
игрушек
года в целом.
4 «Классная
Данное занятие
Познавательная,
Украшение
– это доброе
сердце»
ёлка»
отводится для самого
художественное
классной ёлки;
праздника Нового года.
творчество.
знакомство с
Классный коллектив
Взаимодействие
историей Нового
своими силами, идеями,
– групповое,
года.
инициативами, с
фронтальное,
поддержкой педагога и
индивидуальное
родителей устраивают
Новый год на свой лад,
соблюдая придуманные
ими же традициями.
5 «Новогоднее Занятие – подведение
Познавательная,
Просмотр
настроение» итогов трека.
художественное
фото/видео Смотрят видеоролик /
творчество.
анализ
слайд-шоу,
Взаимодействие – результатов;
демонстрирующие
групповое,
составление
процесс прохождения
фронтальное,
опорной
трека, обучающиеся
индивидуальное
схемы.
делятся впечатлениями,
мнениями.
Работа с символом
трека –
Шкатулкоймастера.
В шкатулку вкладываем
(например) идеи
набудущий год.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации
этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так
как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная
усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период
1 «Утро мы
Введение в тему,
Познавательная,
Танцевальная
начнём с
мотивация,
игровая,
зарядка;
зарядки»
целеполагание.
проблемноценнос введение образа
Знакомство с понятием
тное
ЗОЖика;
«Орлёнок –
общение,
работа в парах.
Спортсмен»:
физкультурноспо
лексическая работа –
ртивная.
значения нового слова.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
2 «Сто затей
Актуализация
Познавательная,
Весёлая
для всех
полезности
игровая,
Физкультминутк;
друзей»
физкультминуток на
проблемноценнос обсуждение
уроках и переменах,
тное
вопроса; участие в
предложение сделать
общение.
подвижных играх;
зарядку
Взаимодействие – встреча с
утренней традицией.
групповое,
ЗОЖиком;
Знакомство с
фронтальное,
танцевальная
3
4
5
подвижными играми
индивидуальное
зарядка.
и площадками, где можно
в них играть.
Спортивные
Познавательная,
Участие в весёлых
«Весёлые
соревнования.
игровая.
стартах; проба
старты»
Используем плакаты,
Взаимодействие – спортивных
Кричалки.
групповое,
ролей детьми.
*Работа с символом
фронтальное,
трека «Орлёнок –
индивидуальное
спортсмен»: фиксация
мысли, что спортивные
игры для всех: и для
спортсменов, и для
болельщиков, и для
судей, и для зрителей
Встреча –
Познавательная,
Прослушивание
«Самые
проблемноценнос рассказа
спортивные подарок с выдающимися
тное
спортсмена школы
ребята моей спортсменами школы
(3-4 действующими
общение.
интервью
школы»
учениками спортсменами
Взаимодействие – беседа со
школы). Гости расскажут
групповое,
спортсменами
детям, что необходимо
фронтальное,
для того, чтобы быть
индивидуальное.
талантливым
спортсменом, какие
награды можно
получить, о тех
российских
спортсменах, которые
являются примером не
только для них, но и
для многих таких же
ребят.
«Азбука
Подведение итогов.
Познавательная,
Просмотр
здоровья»
Дети рассматривают
игровая.
фото/видео;
фото или видео, как
Взаимодействие – анализ/дополнение
проходил трек, по
групповое,
правил подвижных
опорной схеме
фронтальное,
игр
анализируют и
индивидуальное.
дополняют правила
организации подвижных
игр,
проигрывают новую игру
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит
ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка
трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений, Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня
защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
1 «Орлёнок –
Введение в тему,
Познавательная,
Обсуждение
мотивация,
игровая,
вопросов;
хранитель
проблемноценнос просмотр
историческо целеполагание.
Знакомство с понятием
тное общение.
презентации,
й
«Хранитель»:
Взаимодействие
старых
памяти»
лексическая работа –
– ндивидуальное, фотографий;
значения нового слова.
групповое,
работа в паре;
фронтальное
просмотр видео о
культурных и
исторических
ценностях
региона/страны;
историческое
фотографирование.
2 «История
Данное занятие
Познавательная,
Пение в караоке;
позволяет
игровая,
участие в
школы –
обучающимся ощутить
проблемноценнос игре путешествии;
моя
себя как ученика именно
тное общение.
подведение итогов
история»
этой школы, носителя
Взаимодействие
через игровой
идей, традиций школы,
–индивидуальное, приём.
в которой обучаются –
групповое,
самоидентификация
фронтальное
себя как ученика школы
Экскурсия
3 «Поход в
Занятие посвящено
Познавательная,
знакомству с музеями –
Проблемноценнос
музей»
школьным, городским,
тноеобщение.
районным.
Взаимодействие
– групповое
4 «Историческ К ребятам в класс
Познавательная,
Чаепитие;
приходят наставники
Проблемноценнос встреча с
ое
и учитель истории
тное общение.
приглашёнными
чаепитие»
старших классов
Взаимодействие – гостями
(экскурсовод-краевед,
групповое,
историк, родитель знаток
фронтальное.
истории).
Трек «Орлёнок – Эколог» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника и пр.
1 «ЭКОЛОГи Введение в тему.
Познавательная,
Словесная игра;
Я»«Каким
Мотивация,
игровая.
подвижная
должен быть целеполагание
Взаимодействие – игра; сбор
настоящий
Знакомство с
групповое,
рюкзачка эко
эколог?»
понятиями «Экология.
фронтальное,
лога; участие в
Эколог»:лексическая
индивидуальное
игре; просмотр
работа– значения новых
мультфильма
2 «В гости к
Данное занятие
Познавательная,
Экскурсия
природе»
отводится для
экскурсии (в
ботанический сад, в лес,
в музей).
Проблемноценнос
тное общение.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Познавательная,
Проблемноценнос
тноеобщение.
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Подводим итоги.
Просмотр
Организация просмотра
фото/видео;
слайд-шоу или видео о
просмотр
том, как проходил
мультфильмов.
трек, обсуждение того,
как проходил трек,
делают выводы об
экологической культуре
и поведении. *Работа с
символомтрека –
Рюкзачкомэколога:
дополняемсобытиями и
именамиребят, которые,
помнению класса, были
лучшими в треке.
Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер» Трек является завершающим в учебном году,
подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются
оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта
совместной деятельности в классе как коллективе.
1 «Лидер –
Введение в тему,
Познавательная,
Участие в игре;
мотивация,
игровая,
заполнение
это…»
целеполагание.
проблемно чеклиста.
Знакомство с понятием
ценностное
«Лидер»: лексическая
общение.
работа – значения
Взаимодействие –
нового слова.
групповое,
фронтальное,
индивидуальное
2 «Я хочу
Обсуждение: кто
Познавательная,
Участие в игре;
может быть лидером?
игровая,
прослушивание
быть
для чего быть
проблемноценнос песни/просмотр
лидером»
лидером?
тное общение.
мультфильма;
Взаимодействие – обсуждение
групповое,
результатов;
фронтальное,
танец;
индивидуальное
проведение
игры;
проведение
социометрии.
Игра на
3 «С
Данное занятие
Познавательная,
командообразовани
командой
подразумевает выход за
игровая.
действую»
пределы класса. На
Взаимодействие – е по станциям
«Команда».
большойпросторной
групповое.
территории
3
«Орлята –
экологи»
4
«Как
становятся
лидерами?
»
классный коллектив будет
проходить испытания,
направленные на
сплочение
и командообразование.
Смотрят фото/видео как
проходил трек.
Подводят итоги,
обращаясь к
конструктору «Лидер»
Познавательная,
проблемноценнос
тное общение
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное.
Встреча;
прессконференция
Календарно - тематическое планирование 1 класс
Сроки проведения
Тема
Количество часов
Подготовительный этап к участию в Программе
1
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
1
классе»
2
«Мы будем друзьями в классе»
1
3
«Волшебные слова дружбы. Правила настоящих друзей»
1
4
Вводный Орлятский урок
1
«Орлёнок-Эрудит»
5
«Кто такой эрудит?»
1
6
«Эрудит – это…»
1
7
«Всезнайка»
1
8
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
«Орлёнок – Доброволец»
9
«От слова к делу»
1
10
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
11
«Доброволец – это доброе сердце»
1
«Орлёнок – Мастер»
12
«Мастер – это…»
1
13
«Мастерская Деда Мороза …»
1
14
«Класс мастеров»
1
15
«Классная ёлка»
1
16
«Новогоднее настроение»
1
«Орлёнок – Спортсмен»
17
«Утро мы начнём с зарядки»
1
18
«Сто затей для всех друзей»
1
19
«Весёлые старты»
1
20
«Самые спортивные ребята моей школы»
1
21
«Азбука здоровья»
1
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
22
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
1
23
«История школы – моя история»
1
24
«Поход в музей»
1
25
«Историческое чаепитие»
1
«Орлёнок – Эколог»
26
«ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?»
1
27
«В гости к природе. Мы друзья природе»
1
28
29
30
31
32
33
«Орлята – экологи»
«Орлёнок – Лидер»
«Лидер – это…»
«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
Подведение итогов
Подведение итогов участия в
программе в текущем учебном году
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
33
Содержание курса внеурочной деятельности для 2-4 классов
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности,
чтоявляется необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённостиклассного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения иосуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличаетсяналичием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и
т.п.– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
чтонеобходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в
этотпериод учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами
вразных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека«ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трекадети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трекаопределена
для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временнойпериод можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст иподдержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не
только врамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращатьсяк имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательнуюактивность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическаяи эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Дополнительные физкультурнооздоровительныемероприятия в том числе позволят
снизить заболеваемость детей, чтоактуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводитьмероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможностьиспользования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций спосадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трекапроисходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностногоотношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открытьдля себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родногокрая.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Календарно - тематическое планирование 2 класс
Сроки проведения
Тема
Старт программы
1
Вводный Орлятский урок
«Орлёнок – Лидер»
2
«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
3
«Как стать лидером?»
«С командой действовать готов!»
4
«Верёвочный курс»
«КЛАССный выходной»
5
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок-Эрудит»
6
«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
7
«Развиваемся, играя!»
«ВоображариУМ»
8
«Могу быть изобретателем»
КТД «Что такое? Кто такой?»
9
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»
10
«Мастер – это…»
«Мастерами славится Россия»
11
«От идеи – к делу!»
«Город Мастеров»
12
«В гости к мастерам»
КТД «Классный театр»
13
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
14-15
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
16
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
17
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
18
КТД «Коробка храбрости»
КТД «Братья наши меньшие»
19
«Добровольцем будь всегда»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
20
«Утро начинай с зарядки – будешь
ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
«О спорт, ты – мир!»
«Сто затей для всех друзей»
«Готовимся к спортивным
состязаниям»
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
«Быстрее! Выше! Сильнее!»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
«Мой след на планете»
«Что должен знать и уметь эколог?»
«Восхищаемся красивым миром»
«Экология на практике»
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
«Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
«Расскажи мне о России»
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов
Подведение итогов участия впрограмме в текущем
учебном году
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Календарно - тематическое планирование 3-4 класс
Сроки проведения
Тема
Старт программы
1
Вводный «Орлятский урок»
«Орлёнок – Лидер»
2
«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
3
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
4
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всё»
5
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок-Эрудит»
6
«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
8
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
9
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»
10
«Мастер – это…»
«Мастерами славится Россия»
11
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
12
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
13
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
14-15
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
16
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
17
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
18
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»
19
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
20
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
21
«Мы гордимся нашими спортсменами»
22
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
23
Спортивная игра «Книга рекордов»
24
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
25
«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии»
26
«Мой след на планете»
КТД «Знаю,умею,действую»
27
Экологическийквест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
28
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
ИТОГО
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
1
1
1
1
1
34