Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Подвижные игры
класс: 1-2
учебный год: 2024-2025 гг
руководитель:
Жданова О.Ю.
пгт Малышева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности является приложением к основной
образовательной программе ООО МАОУ СОШ № 3.
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт (начального, основного,
среднего общего образования);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ
№3.
Программа «Подвижные игры» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности школьников 1-2 классов.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко
отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве,
желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к
победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из
главных и основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные игры
способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности,
физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и
быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем
самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных
эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны
детям.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как
научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние
на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на
формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой
умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем
самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему
содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и
выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих
себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно
владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают
необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки
повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление
и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением
определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность,
настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Цель программы - удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
Задачи программы
Образовательные:
Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
Формирование интереса к подвижным играм;
Расширение кругозора.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к подвижным играм, включение их в
познавательную деятельность;
Развитие активности, самостоятельности, ответственности;
Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства
расстояния;
Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
Воспитание чувства коллективизма;
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Практическая значимость программы «Подвижные игры» заключается в том, что
занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности
и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического
напряжения после умственной работы на уроках.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание,
способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора,
способствующие освоению культурного наследия народов России.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный
подходы. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей
ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству
учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического здоровья,
которые решаются вследствие удовлетворения детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное развитие учащихся.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия подвижными играми развивают в учащихся такие качества, как выносливость,
скорость и координацию, развивают смекалку и умение взаимодействовать в коллективе,
помогают
младшим
школьникам
развить
чувство
собственного
достоинства,
целеустремленность и волю к победе. Развитие этих качеств, в свою очередь, способствует
успешному выполнению учебных программ школьного образования.
Возраст детей: в реализации данной программы участвуют дети 1-2 классов. Для
начала занятий специальной подготовки не требуется. Количество занимающихся 10-12
человек.
Срок реализации данной программы – 2 года. Программа рассчитана на 34 учебных
часа в год, 1 час в неделю.
Формы организации занятий:
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Основные формы проведения занятий: познавательная, игровая, соревновательная.
Режим занятий: занятия проводятся для учащихся 1-2х классов, один раз в неделю по 40
минут. Занятия проводятся на улице и в спортивном зале.
Формы подведения итогов реализации программы:
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей)
на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и
мероприятиях школы и поселка;
открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные
игры, в том числе и на различных спортивных мероприятиях:
спортивные эстафеты;
фестиваль игр;
«День здоровья».
Планируемые
деятельности.
результаты
освоения
обучающимися
программы
внеурочной
1 класс:
укрепление здоровья;
повышение физической подготовленности двигательного опыта.
2 класс:
развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные
результаты обеспечиваются
через
формирование
базовых
национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного
знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего
или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и
психическому здоровью;
- умение выражать свои эмоции;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности
человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические: апробирование новых игр, игры на свежем воздухе на школьной спортивной
площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности:
игровой и учебной.
Содержание программы:
Основы знаний: Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической
культурой и спортом. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на
занятиях. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной
одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Солнце,
воздух и вода наши лучшие друзья! Значение и способы закаливания. Вредные привычки.
Подвижные игры:
На материале легкой атлетики: «Кто быстрей», «Охотники и утки», « Не попадись»,
«Волк во рву», «Быстро по местам», «Точно в цель».
На материале лыжной подготовки: «Быстрый лыжник», «Ловишка, поймай ленту»,
«Защита укреплений», « Меткий стрелок» и др.
На материале спортивных игр: «Салка и мяч», « С двумя мячами» навстречу», «Школа
мяча» и др.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Общее
кол-во
Теория
Практика
1
Игры с бегом (общеразвивающие игры).
5
1
4
2
Игры с мячом.
5
1
4
3
Игра с прыжками (скакалки).
5
1
4
4
Игры малой подвижности (игры на
развитие внимания; для подготовки к
строю; с лазанием и перелазанием;
правильной осанки).
5
1
4
5
Зимние забавы.
5
1
4
6
Эстафеты.
5
1
4
7.
Народные игры
4
1
3
34
7
27
ИТОГО
Календарно-тематический план
№
Содержание занятия
заняти
я
1
Инструктаж ТБ Основы техники
Количество
часов
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
1
Знать и применять
правила техники
безопасности на занятиях
по подвижным играм.
Объяснять правила
изучаемой игры. Раскрыть
положительное влияние
занятий физической
культурой на укрепление
здоровья, улучшение
физического развития и
физической
подготовленности
Выполнять
легкоатлетические
упражнения для развития
основных физических
качеств и использовать их
в самостоятельных
домашних занятиях
Объяснять пользу
подвижных игр.
Использовать подвижные
игры для организации
активного отдыха и
досуга.
безопасности и правил безопасного
поведения на занятиях
подвижными играми. Эмоции и
регулирование их в процессе
выполнения физических
упражнений. Повторение считалок.
2
Комплекс ОРУ в движении. Игра
«Бег командами». Игра
«Мешочек».
1
3
Комплекс ОРУ с предметами. Игра
«Городок». Игра «Русская лапта
1
4
Комплекс ОРУ на месте. Игра
«Лиса в курятнике». Игра «Ловкие
ребята».
1
5
Комплекс ОРУ с предметами .
Игра «Пятнашки в кругу». Игра
«Караси и щуки».
1
6
Правила безопасного поведения с
мячом в местах проведения
подвижных игр. Инструктаж по
ТБ. Способы передачи мяча;
переброска мячей друг другу в
шеренгах.
1
7
Комплекс ОРУ с малыми мячами.
Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч
среднему».
1
8
Комплекс ОРУ с большими
мячами. Игра «Мяч – соседу».
Игра «Охотники».
1
9
Комплекс ОРУ с набивными
мячами. Игра «Отгадай, кто
1
Объяснять правила
изучаемой игры.
Выполнять
легкоатлетические
упражнения для развития
основных физических
качеств и использовать их
в самостоятельных
домашних занятиях .
Демонстрировать технику
выполнения разученных
бросил» Игра «Защищай ворота».
10
Комплекс ОРУ с мячами. Игра
«Подвижная цель». Игра «Обгони
мяч». Игра «Мяч в центре».
1
беговых и прыжковых
упражнений в
стандартных и
меняющихся условиях.
Выполнять
легкоатлетические
упражнения для развития
основных физических
качеств и использовать их
в самостоятельных
домашних занятиях
Уметь выполнять
силовые упражнения с
гантелями
11
Правила безопасного поведения в
местах проведения подвижных игр.
Профилактика детского
травматизма. Разучивание
считалок.
1
12
Комплекс ОРУ. Игра «Тудаобратно». Игра «Зайцы в огороде».
1
13
Комплекс ОРУ. Игра «Шишки,
жёлуди, орехи».Игра «белые
медведи».
1
14
4. Комплекс ОРУ. Игра
«Карусели». Игра «Тропка».
1
15
Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка».
Игра «Капканы».
1
16
. Правила безопасного поведения в
местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Разучивание
рифм для проведения игр.
1
17
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто
дальше бросит?». Игра «Что
изменилось?». Игра «Найди
предмет».
1
18
. Комплекс ОРУ на месте. Игра
«Слушай сигнал». Игра «Угадай,
кто это?». Игра «Точный
телеграф».
1
19
. Комплекс ОРУ на месте. Игра
«Невидимки». Игра
«Наблюдатели». Игра «Кто
точнее».
1
20
Комплекс ОРУ на месте. Игра
«Ориентирование без карты». Игра
«Садовник».
1
21
Правила безопасного поведения
при катании на лыжах, санках.
1
Раскрывать роль и
значение подвижных игр
для укрепления здоровья,
развития физических
качеств, освоения
спортивных игр,
входящих в школьную
программу.
Воспитывать смелость,
волю, решительность,
активность и
инициативность при
решении вариативных
задач, возникающих в
процессе подвижных игр.
.Демонстрировать
технику ловли и передачи
мяча двумя руками снизу
и от груди в условиях
игровой и
соревновательной
деятельности.
Инструктаж по ТБ. Повторение
попеременного двухшажного хода,
поворота в движении и
торможение.
22
Игра «Снежком по мячу». Игра
«Пустое место».
1
23
Игра «Кто дальше» (на лыжах).
1
24
Игра «Быстрый лыжник».
1
25
Эстафеты лыжные
1
26
Правила безопасного поведения
при проведении эстафет.
Инструктаж по ТБ. Способы
деления на команды. Повторение
считалок.
1
27
Эстафеты «Ходьба по начерченной
линии», с доставанием подвижного
мяча, «Кто первый?», эстафета
парами.
1
28
Эстафета с лазанием и
перелезанием,
1
29
Эстафета линейная с прыжками, с
бегом вокруг гимнастической
скамейки, «веревочка под ногами».
1
30
Эстафета с предметами (скакалки,
мячи, обручи)
1
31
Традиционные народные
праздники. Календарные народные
праздники. Классификация
народных игр.
1
32
Разучивание народных игр. Игра
"Салки".
1
33
Разучивание народных игр. Игра
"Коршун".
1
34
Разучивание народных игр. Игра
"Бабки".
1
Раскрывать роль и
значение подвижных игр
для укрепления здоровья,
развития физических
качеств, освоения
спортивных игр,
входящих в школьную
программу.
Воспитывать смелость,
волю, решительность,
активность и
инициативность при
решении вариативных
задач, возникающих в
процессе подвижных игр.
.Демонстрировать
технику ловли и передачи
мяча двумя руками снизу
и от груди в условиях
игровой и
соревновательной
деятельности.
Знать классификацию
народных игр.
Объяснять пользу
подвижных игр.
Использовать подвижные
игры для организации
активного отдыха и
досуга
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал при школе №3.
Спортивный стадион при школе № 3.
Скакалки, конусы для обводки, обручи,
гимнастические маты, гимнастические скамейки.
Секундомер, свисток.
мячи,
гимнастическая
стенка,
Список литературы
1. Рабочая программа «Физическая культура 1-4 классы» Предметная линия учебников:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2019
г.;
2. Учебник: Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват.
организаций. М.: Просвещение, 2019 г.
3. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 2012
Приложение
Игры и их классификация
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры,
хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого
трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо
развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег,
прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные
действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности
играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное
преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а
хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в
которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также
может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры
повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную
инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной
правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает
культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте
деятельности.
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их
специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие
группировки игр, сходных по определенным признакам:
По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей
природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и
высокой интенсивности).
По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с
прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную
цель, с
бросками и ловлей мяча и т.д.).
По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в
рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в
нее русских народных игр.
По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов,
ролевые, сюжетные).
По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры,
преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты,
гибкости).
По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной
частей урока).
Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания.
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения
младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого
возраста:
обладают
эмоциональной
насыщенностью
и
способны
активизировать
интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Подвижные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый
включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда
трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают
доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гусилебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" ,
"Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , "
Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" ,
"Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого
компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие
повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушкарожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод",
"Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",
"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а
также различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников
прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны
тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К
этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать
палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка",
"Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда",
"Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр
четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут
не
вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в
популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в
различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань
камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы",
"Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита
укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные
варианты.
Описание игр и эстафет.
«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями),
а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих
можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ
передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на
половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными
шагами, боком.
«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две
колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает
свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет
один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их
и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех
пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков,
побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком,
приставными шагами или поставить на пути препятствия.
«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за
кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий,
бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих
останется без места, тот и становится водящим.
«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по
одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся
кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и
возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3
очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у
средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день»,
другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь»,
то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все
игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число
вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.
Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.
«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в
колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят в
ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам,
собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами,
расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д.
Выигрывает команда, закончившая игру раньше.
«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают в
колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на
расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум
игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога
игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами
становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра
заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает
флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков
раньше.
«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами
или
скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а
игроки внутреннего круга стараются их поймать.
«Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит
в центре.
Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка
дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени,
изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое
место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к
нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на
кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит
их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют
сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под
руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемьдевять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может
быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место
перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют
верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука",
Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти
сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину,
могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её
в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая
"щука".
«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается
небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата"
произвольно размещаются по всей площадке.
Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он
ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных
"медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на
льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы
пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает,
осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки
и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все
"медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не
осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим
выбегать за границы площадки.
« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города.
Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки
помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос"
По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы -два брата
молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос, Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им
удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и
должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках.
Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города
не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны
коснуться их рукой.
«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга.
Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч.
Водящие
поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь
задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него.
Если кому- нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его
место, а бывший водящий становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются
проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на
место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не
считается проигравшим.
«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены.
Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые
в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча
подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды
выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч.
По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив
мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда
игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают
мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.
«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У
одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в
случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим.
«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух
игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По
сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один
мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после
чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в
шеренгах,
передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В
этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая
передачу.
«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на
расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя
руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его,
возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют
передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот
поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По
сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20
передач, выигрывает.
«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна
шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна
команда, вторые другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч,
передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за
мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам
бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая
противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по
диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие
передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга два-три
водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его.
Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.
«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В
центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре
поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего,
игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает.
Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок,
получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого
передать мяч обратно.
«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг.
Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно
располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются
неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все
утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями.
Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.
«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в
кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые
номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают
по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя
своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к
капитанам.
Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к
другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим
соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся
впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим
соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем
месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают
в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против
друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают
мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн.
Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.
В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную
группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола;
вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим
напротив.
«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются
параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до
противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя
руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они
останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами
становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно
на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине
поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города.
Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки
размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города.
Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи,
стараясь сбить булавы.
Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника.
Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда, сбившая большее
количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.
«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине
площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят
линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля
от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на
средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч,
игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к
противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат
свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный
должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого
вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно
играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.