Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЮУиУ 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ №3
от 06.09.2024 № 207/од

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Юные умники и умницы
Класс: 4 Б
учебный год: 2024-2025
руководитель: Сиволобова Руслана Викторовна

пгт. Малышева 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных
программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под
ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам»
автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». –
М.: Москка РОСТ, 2012).
Курс имеет общеинтеллектуальную направленность.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В
четвёртом классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализуется в рамках «Внеурочной
деятельности» в соответствии с образовательной программой МАОУ СОШ №3.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация
внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями
являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки
педагогом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.,
Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
обучающихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и формирование универсальных учебных
действий, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков,
но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у обучающихся
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство школьников,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным
занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,
что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех
учеников, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные
успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабо успевающие, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам
оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет
сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому
же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются
в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий используется учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а). рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б). методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов
работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В используемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы,

иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные
нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших
школьников.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая
это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Система оценки достижения планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы;

самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Содержание курса
Задания повышенной сложности
Развивающий курс «Юным умникам и умницам» в 4 классе продолжает и углубляет общие
линии этого направления, заложенные в первых двух классах, но имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых
заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает
отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но
удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся
более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и
самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего
развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень
важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по
себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических
рассуждений.
Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения
задачи.
Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование
различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако
уровень трудности заданий значительно возрастает.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных
умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двухтрехходовые задачи.
Тренировка слуховой памяти
Также в четвёртом классе большое количество разнообразных занимательных заданий и
упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются
лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и
совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление,
внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения
воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается
основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка
или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует
развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы
выхода из затруднительных ситуаций.
Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил
какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус
успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач
опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов
(задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса
В результате изучения данного курса в 4-ем классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).

− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
№
ур
ок
а

1

Учебно-тематический план (34 часа)
Запланировано

Проведено

Тема урока

колво

кол-во
часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления

дата

06.09
1

(вводный урок).
2

3

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

13.09
1

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

20.09
1

часо
в

дата

4

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

5

8

9

10

Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

14

1

18.10
1

25.10
1

08.11
1

15.11
1

22.11
1

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

13

11.10

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

12

1

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

11

04.10

Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

7

1

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

6

27.09

29.11
1

Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Совершенствование мыслительных
операций.

1

Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по

1

06.12

13.12

перекладыванию спичек.
15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

16

17

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

21

22

Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Совершенствование мыслительных
операций.
Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.

24

10.01
1

17.01
1

24.01
1

31.01
1

14.02
1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

23

1

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

20

27.12

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

19

1

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

18

20.12

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

21.02
1

28.02
1

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности

07.03
1

рассуждать.
25

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

26

28

29

Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Совершенствование мыслительных
операций.
Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.

31

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

34

04.04
1

11.04
1

18.04
1

25.04
1

16.05
1

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

33

1

Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

32

28.03

Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

30

1

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

27

14.03

Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.

18.05
1

23.05
1

25.05
1

Учебно-методическая литература для учителя.

1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей.
Методическое пособие Холодова О., Москва: РОСТ, 2012.
2. Учимся учиться. Программа развития познавательных способностей учащихся младших
классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки
работников образования, 2012.
3. Внеурочная деятельность школьников. (Стандарты второго поколения) Методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2012.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.
(Стандарты второго поколения) В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю.Демидова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой,
О.Б. Логиновой. - 2 – е изд.– М.: Просвещение, 2012.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли. (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред.
А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Учебная литература для учащихся.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая
тетрадь. Холодова О., Москва: РОСТ, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».