РП элективный курс Сочинения разных жанров 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ №3
№ 207/од от 06.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Сочинения разных жанров»
для обучающихся 11 класса

пгт Малышева 2024

Пояснительная записка
к рабочей программе элективного курса «Сочинения разных жанров»
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской
Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный
предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Актуальность данного курса
- работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд
на мир, реализовать себя в написанном.
- развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
- научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинениеразмышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык
необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он в будущем не реализовывался.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению русского языка в школе.
Цель рабочей программы: обобщить знания по литературе, завершить формирование
умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических
статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и
терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и
заданиями.
Задачи:
-научить учащихся писать сочинения разных жанров;
-продолжить формировать умение работать с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей, рассуждать на предложенную тему, выстраивать
композицию собственного текста;
-способствовать воспитанию нравственных качеств, реализации творческих способностей.
Место курса в учебном плане: элективный курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Формы проведения занятий: лекции, практикумы.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать
её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся:
Выпускники должны научиться:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение
художественных произведений;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания,
композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа,
художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности
художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды
художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения,
стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным
языком.
Содержание элективного курса:
1.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (2
часа).

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.(2 часа)
Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.(2
часа)
4. Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Основная часть. Заключение и
его виды. Абзацное членение. Речевые клише. (4 часа)
5. Выявление проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические,
нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы из нескольких.
Формулировка проблемы. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные
ошибки при формулировании проблемы. (4 часа)
6. Комментарий к проблеме. Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы
информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая). Введение цитат в
комментарии. (4 часа)
7. Типичные ошибки при комментировании проблемы (2 часа)
8. Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические
средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная лексика, средства
выразительности, вводные слова, побудительные предложения). Авторская позиция в
художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формулировке
позиции автора. ( 4 часа)
9. Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания аргументов (тезис→аргумент
1→аргумент 2 →вывод). Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды
аргументов (логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет). Структура аргумента.
Типичные ошибки аргументации. (4 часа)
10. Виды связи предложений и частей текста. (2 часа)
11. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
Стилистика сочинения.
Редактирование и рецензирование, анализ. (4 часа)
2.
3.

Методическое обеспечение курса:
Рабочая программа элективного курса «Сочинения разных жанров» для 11 класса
разработана на основе авторской программы элективного курса «Обучение сочинениям
разных жанров. 10-11 классы/ Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2016.
Литература
1.
Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном
сочинении, С.-П., 2003г.
2.
Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3.
Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 2003г.

Тематическое планирование 11 класс (34 часа)
№
п/п

Тематическое планирование
(поурочное)

1-2 .

КолСодержание учебного предмета
во
часов
Лексика. Фонетика. Орфоэпия (14 час.)
Работа над текстом художественного 2
Текст. Особенности художественного текста.
произведения при подготовке к сочинению
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений

3-4

2

Сочинение-рассуждение. Рассуждение2
доказательство, рассуждениеопровержение.
7-10 К Композиция сочинения. Абзацное членение. 4
Речевые клише.
5-6

11

П Практикум. Обучающее сочинение.

1

Выявление проблемы. Формулировка
4
проблемы. Типовые конструкции для
формулировки проблемы. Типичные
ошибки при формулировании проблемы.
16-19К
Комментарий к проблеме. Типы 4
информации в тексте. Цитата.
12-15

20-21

Типичные ошибки при комментировании

2

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений. Портретная характеристика героя. Сравнительная
характеристика героев художественного произведения.
Рассуждения проблемного характера. Особенности сочиненийрассуждений, рассуждений-доказательств, рассужденийопровержений.
Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Типы
введения: историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Требования к
основной части сочинения. Собирание и систематизация материалов
к сочинению. Соотношение содержания и формы в сочинении.
Основные виды заключения: заключение-вывод, заключениеследствие, концовка-цитата.
Что такое самостоятельность в написании сочинения? Способы
выражения личной убежденности в письменной работе. Как
совершенствовать написанное? Что такое «чувство меры»?
Типы проблем (философские, социальные, политические,
нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы
из нескольких.
Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы
информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая).
Цитата.Введение цитат в комментарии.
Виды и типы ошибок при комментировании проблемы

Примечание

проблемы
22-25А Авторская позиция. Авторская позиция в 4
художественном
тексте.
Автор
и
рассказчик. Типичные ошибки при
формулировке позиции автора.
26-29А

Аргументация собственной позиции. 4
Структура аргумента. Типичные ошибки
аргументации.

30-31В Речевое оформление частей текста.

2

32-34О Практикум. Обучающее сочинение по 3
тексту художественного стиля (3 часа)

Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Способы
выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические
средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная
лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные
предложения).
Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания
аргументов (тезис→аргумент 1→аргумент 2 →вывод). Типы
аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды аргументов
(логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет).
Виды связи предложений и частей текста.
Обучающее сочинение по поставленным проблемам. Стилистика
сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ. Особенности
написания сочинения-эссе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».