МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председателем МС
Приказом директора
от 6.09.2024г. № 207/од
5.09.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса Финансовая грамотность
для обучающихся 6 классов
пгт Малышева 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Финансовая
грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —
М.: ВАКО, 2018)
Цель обучения:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного
поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
экономики семьи.
Место учебного курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 3 в 6А, 6Б классах на изучение данного
курса выделено 1 час учебного 2024-2025 года. Таким образом, продолжительность
курса – 34 учебных часов.
Задачи:
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе;
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Формы занятий:
при проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются
различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая
работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, минипроект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного,
государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учет воспитательного потенциала уроков
Целью школьного финансового образования является то, что задания направлены не
столько на проверку знаний и представлений финансово грамотного человека определённого
возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего,
на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в
осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение
задач, возникающих в финансовой жизни личности. Так, представленное в заданиях
требование анализа информации в финансовом контексте предполагает умение обнаружить
взаимосвязи между различными элементами финансовой информации и выделить, например,
цели, понять причины и последствия того или иного финансового действия и т.д. Именно эти
умения формируются в процессе выполнения различного рода заданий на анализ
финансовой информации. Подобное можно сказать и о заданиях на выявление информации,
оценку финансовой проблемы и применение финансовых знаний и понимания.
Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными
ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты
финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению
с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление
«многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой
ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации в финансовой
контексте, с оценкой финансовых проблем, с применением финансовых знаний и понимания.
Последовательное выполнение заданий, относящихся к определённой ситуации,
обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению
ими как новых знаний, так и функциональных навыков.
Структура курса «Финансовая грамотность в 6А, 6Б классах»
Тема занятия
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Итого
Количество
часов
34
34
Календарно-тематическое планирование 6 А, 6Б классов
Номер
темы
Тема занятия
Вид
занятия
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и
как человек может от этого защититься
Почему возникают риски Практикум
1
потери денег и имущества
и как от этого защититься
Всего
часов
Информация об
электронных учебнометодических материалах,
которые можно
использовать при изучении
каждой темы
1
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
2
Почему возникают риски Практикум
потери денег и имущества
и как от этого защититься
1
3
Что такое страхование и
для чего оно необходимо
Практикум
1
4
Что такое страхование и
для чего оно необходимо
Практикум
1
5
Что и как можно
страховать
Практикум
1
6
Что и как можно
страховать
Практикум
1
7
Что и как можно
страховать
Практикум
1
8
Что и как можно
страховать
Практикум
1
9
Ролевая игра
«Страхование»
Занятие-игра
1
10
Ролевая игра
«Страхование»
Занятие-игра
1
11
Ролевая игра
«Страхование»
Занятие-игра
1
12
Ролевая игра
«Страхование»
Занятие-игра
1
13
Исследуем, что
застраховано в семье и
сколько это стоит
Миниисследовани
е
1
14
Исследуем, что
застраховано в семье и
сколько это стоит
Миниисследовани
е
1
15
Исследуем, что
застраховано в семье и
сколько это стоит
Миниисследовани
е
1
16
Исследуем, что
застраховано в семье и
сколько это стоит
Миниисследовани
е
1
17
Как определить
надёжность страховых
компаний
Практикум
1
18
Как определить
надёжность страховых
компаний
Практикум
1
19
Как определить
надёжность страховых
компаний
Практикум
1
20
Как определить
надёжность страховых
компаний
Практикум
1
21
Как работает страховая
компания
Учебная
экскурсия
1
22
Как работает страховая
компания
Учебная
экскурсия
1
23
Как работает страховая
компания
Учебная
экскурсия
1
24
Как работает страховая
компания
Учебная
экскурсия
1
25
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Защита
проектов
1
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
26
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Защита
проектов
1
27
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Защита
проектов
1
28
Учебные мини-проекты
«Страхование»
Защита
проектов
1
29
Обобщение результатов
изучения модуля 2
Контроль
знаний
1
30
Обобщение результатов
изучения модуля 2
Контроль
знаний
1
31
Обобщение результатов
изучения модуля 2
Контроль
знаний
1
32
Обобщение результатов
изучения модуля 2
Контроль
знаний
1
33
Презентация портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого
защититься»
Презентация портфолио
«Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого
защититься»
Выставка
портфолио
1
Выставка
портфолио
1
34
Всего
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
https://fincult.info/articles/?limit
=20&tags=1535%2C71
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
34
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые
могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи
в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
соотносить вид страхования и его цель;
рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой компании;
находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых
жизненных ситуаций;
объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
описывать виды страхования;
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми
жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Темы занятий 6А, 6Б
1-2. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
3-4. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
5-8. Что и как можно страховать.
9-12. Ролевая игра «Страхование».
13-16. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
17-20. Как определить надёжность страховых компаний.
21-24. Как работает страховая компания.
25-28. Учебные мини-проекты «Страхование».
29-32. Обобщение результатов изучения модуля 2.
33-34. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься»
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать
следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской
и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений,
расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных
продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой
грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя
финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы,
свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в
которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу
представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по
возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей
товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы,
решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения
своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при
необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов,
рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных
чувств.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования
определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного
характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных
финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами,
справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими
понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными
примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в
зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут
быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах
финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые
используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными
к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но
является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на
основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с
подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и
оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на
разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования
используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в
виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы
доступны и для учащихся 6 класса.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на
освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В
рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка,
сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы
«семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной
основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в
разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной
покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей,
способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт
выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают
источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и
нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги
могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в
межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов
групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:
«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в
роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие
ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились?
что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить
результаты игры в своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в
игре.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников
в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании
активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая
направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической
проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель
и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор
темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам
проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета,
справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного
проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.
Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность»
являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных
образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные,
метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их
финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс
«Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества
личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных
к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и
умений, опыт грамотного финансового поведения. Данные особенности оценивания в
системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в
частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений,
обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения
программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом
образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений
корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе
портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью
учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку
своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного
задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по
выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты
деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же
критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму
накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину
объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности.
В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной
самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование
портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется
на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной —
«зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не
только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые
происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс
освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять
не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта
и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую,
промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических
заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных
выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую
тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты
о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их
защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового
контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания
разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебноисследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы
складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется
на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем
или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в
данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух
уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся
получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания.
М.: Аспект Пресс, 1995. 31 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во
ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим
доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об
экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие /
под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения
дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14.
Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru 32
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск:
ТетраСистемс, 2011.
19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос,
2003. 256 с.
21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач.
классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель,
2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7
кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж.
Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания:
учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2001.
26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru
27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru
28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
29. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://e-lib.gasu.ru
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический
комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос,
Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО,
2006.
Дополнительная литература
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com
2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во ТУСУР, 2011.
180 c.
3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и
методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во
НГПУ, 2010. 73 с.
4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые
услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель,
2006. 351 с.
6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160 с.
7. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями.
М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.:
ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.
10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992.
336 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
12. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2013. 120 с.
13. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости.
СПб.: Питер, 2006. 146 с. 34
14. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с
англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
15. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
16. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая
книга, 2007. 386 с.
17. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в
жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
18. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192 с.
19. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
20. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.
Интернет-источники
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.co