МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председателем МС
Приказом директора
от 6.09.2024г. № 207/од
5.09.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса Финансовая грамотность
для обучающихся 5 классов
пгт Малышева 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС
ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Финансовая
грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —
М.: ВАКО, 2018)
Цель обучения:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного
поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
экономики семьи.
Место учебного курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 3 в 5А, 5Б классах на изучение данного
курса выделено 1 час учебного 2024-2025 года. Таким образом, продолжительность
курса – 34 учебных часов.
Задачи:
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе;
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Формы занятий:
при проведении занятий курса «Основы финансовой грамотности» используются
различные формы: беседа, игра, занятие практикум, индивидуальная и групповая
работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, минипроект, мини-исследование, фестиваль исследовательских работ, круглый стол и др.).
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного,
государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поискаанализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учет воспитательного потенциала уроков
Целью школьного финансового образования является то, что задания направлены не
столько на проверку знаний и представлений финансово грамотного человека определённого
возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего,
на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в
осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение
задач, возникающих в финансовой жизни личности. Так, представленное в заданиях
требование анализа информации в финансовом контексте предполагает умение обнаружить
взаимосвязи между различными элементами финансовой информации и выделить, например,
цели, понять причины и последствия того или иного финансового действия и т.д. Именно эти
умения формируются в процессе выполнения различного рода заданий на анализ
финансовой информации. Подобное можно сказать и о заданиях на выявление информации,
оценку финансовой проблемы и применение финансовых знаний и понимания.
Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными
ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты
финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению
с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление
«многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой
ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации в финансовой
контексте, с оценкой финансовых проблем, с применением финансовых знаний и понимания.
Последовательное выполнение заданий, относящихся к определённой ситуации,
обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению
ими как новых знаний, так и функциональных навыков.
Структура курса «Финансовая грамотность в 5А, 5Б классах»
Тема занятия
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Итого
Количество
часов
4
30
34
Календарно-тематическое планирование 5 А, 5Б классов
Номер
темы
Тема занятия
Вид
занятия
Всего
часов
Информация об электронных учебнометодических материалах, которые
можно использовать при изучении
каждой темы
Введение в курс «Финансовая
грамотность»
4
Почему важно
Мастерская
развивать свою
портфолио
финансовую
грамотность
От чего зависит
Постановка
2
благосостояние
учебной
семьи
задачи
Учимся оценивать
Постановка
3
финансовое
учебной
поведение людей
задачи
Учимся оценивать
Постановка
4
своё финансовое
учебной
поведение
задачи
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это
Практикум
5, 6
такое
1
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
1
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
1
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
1
https://vashifinancy.ru/
https://edu.pacc.ru/
1
30
2
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/
7, 8
Учебные минипроекты «Деньги»
Защита
проектов
2
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/
9, 10
Из чего
складываются
доходы семьи
Практикум
2
11, 12
Учимся считать
семейные доходы
Практикум
2
13, 14
Исследуем доходы
семьи
Миниисследование
2
15, 16
Учебные минипроекты «Доходы
семьи»
Защита
проектов
2
17, 18
Как появляются
расходы семьи
Практикум
2
19, 20
Учимся считать
семейные расходы
Практикум
2
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
21, 22
Исследуем расходы
семьи
Миниисследование
2
23, 24
Учебные минипроекты «Расходы
семьи»
Защита
проектов
2
25, 26
Как сформировать
семейный бюджет
Практикум
2
27, 28
Ролевая игра
«Семейный совет по
составлению
бюджета»
Учебные минипроекты «Семейный
бюджет»
Занятие-игра
2
Защита
проектов
2
31, 32
Обобщение
Контроль
результатовизучения знаний
модуля 1
2
33, 34
Презентация
портфолио «Доходы
и расходы семьи»
2
29, 30
Выставка
портфолио
Всего
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
https://fincult.info/articles/?limit=20&tags=1
535%2C71
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/a
rticles/presenations/#14
34
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых
знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других
людей в решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный
долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
называть основные источники доходов семьи;
составлять задачи, требующие денежных расчётов;
считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи,
указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых
финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий
5, 6. Деньги: что это такое.
7, 8. Учебные мини-проекты «Деньги».
9, 10. Из чего складываются доходы семьи.
11, 12. Учимся считать семейные доходы.
13, 14. Исследуем доходы семьи.
15, 16. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
17, 18. Как появляются расходы семьи.
19, 20. Учимся считать семейные расходы.
21, 22. Исследуем расходы семьи.
23, 24. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
25, 26. Как сформировать семейный бюджет.
27, 28. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
29, 30. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
31, 32. Обобщение результатов изучения модуля 1.
33, 34. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать
следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской
и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений,
расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных
продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой
грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя
финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы,
свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в
которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу
представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по
возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей
товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы,
решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения
своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при
необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов,
рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных
чувств.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования
определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного
характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных
финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами,
справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими
понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными
примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в
зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут
быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах
финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые
используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными
к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но
является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на
основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с
подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и
оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на
разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования
используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в
виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы
доступны и для учащихся 5 класса.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на
освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В
рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка,
сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы
«семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной
основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в
разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной
покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей,
способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт
выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают
источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и
нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги
могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в
межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов
групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:
«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в
роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие
ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились?
что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить
результаты игры в своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в
игре.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников
в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании
активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая
направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической
проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель
и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор
темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам
проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета,
справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного
проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.
Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность»
являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных
образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные,
метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их
финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс
«Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества
личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных
к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и
умений, опыт грамотного финансового поведения. Данные особенности оценивания в
системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в
частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений,
обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения
программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом
образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений
корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе
портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью
учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку
своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного
задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по
выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты
деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же
критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму
накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину
объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности.
В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной
самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование
портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется
на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной —
«зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не
только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые
происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс
освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять
не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта
и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую,
промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических
заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных
выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую
тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты
о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их
защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового
контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания
разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебноисследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы
складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется
на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем
или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в
данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух
уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся
получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания.
М.: Аспект Пресс, 1995. 31 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во
ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных
образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных
результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим
доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об
экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие /
под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения
дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14.
Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru 32
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск:
ТетраСистемс, 2011.
19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос,
2003. 256 с.
21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач.
классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель,
2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7
кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж.
Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания:
учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2001.
26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru
27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru
28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
29. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://e-lib.gasu.ru
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический
комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос,
Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО,
2006.
Дополнительная литература
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com
2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во ТУСУР, 2011.
180 c.
3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и
методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во
НГПУ, 2010. 73 с.
4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые
услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель,
2006. 351 с.
6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160 с.
7. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями.
М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.:
ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.
10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992.
336 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
12. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2013. 120 с.
13. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости.
СПб.: Питер, 2006. 146 с. 34
14. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с
англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
15. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
16. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая
книга, 2007. 386 с.
17. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в
жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
18. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192 с.
19. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
20. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.
Интернет-источники
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.co