РП Занимательная математика 3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Отдел образования администрации Малышевского городского округа
МАОУ СОШ № 3

СОГЛАСОВАНО
Председателем МС
05.09.2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 3
№ 207/од от 06.09.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Занимательная математика»
для обучающихся 3 классов

пгт Малышева 2024

Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
общеинтеллектуального
направления
«Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта НОО, разработана на основе
примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под
ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.
Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая
внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические
закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
 Конструировать несложные задачи.
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии
с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
 Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
 Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
 Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы и средства обучения
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
 словесные,
 наглядные,
 практические,
 исследовательские.
Виды деятельности:
 творческие работы,
 задания на смекалку,
 лабиринты,
 кроссворды,
 логические задачи,
 упражнения на распознавание геометрических фигур,
 решение уравнений повышенной трудности,
 решение нестандартных задач,
 решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
 выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах
счисления,
 решение комбинаторных задач,
 задачи на проценты,
 решение задач на части повышенной трудности,
 задачи, связанные с формулами произведения,
 решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
 «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
 игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд
дружнее?»;
 игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
 игры с набором «Карточки-считалочки»
 математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
 «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
 работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре
по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
 игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
 моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
 танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный»
конструктор2;

 конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
 конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
 «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего
школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических
игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия,
плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью
рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных
персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к
интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система
специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых
геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных
геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование
для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий
такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая
проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка,
угольник, циркуль, ножницы и др.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания
великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления
и разгадывания математических
ребусов;
- понимать «секреты» некоторых
математических фокусов.

Обучающийся
получит
возможность
научиться:
- преобразовывать неравенства в равенства,
составленные из чисел, сложенных из палочек в
виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и
старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого
умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём
окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические
ребусы, головоломки, фокусы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

Тема
Интеллектуальная
разминка

2

«Числовой» конструктор

3
4

Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания

5-6

7

В царстве смекалки
«Шаг в будущее»

Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, ... , 9 (10); 2) 10, 20,
30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... , 900.
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор
информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и
др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино»,
«Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».

8-9

«Спичечный»
конструктор

10

Числовые головоломки

1112

Интеллектуальная
разминка

13

Математические
фокусы

14

Математические игры

15

Секреты чисел

16

Математическая копилка

17

Математическое
путешествие

18

Выбери маршрут

19

Числовые головоломки

20
21

В царстве смекалки

22

Мир занимательных задач

23

Геометрический
калейдоскоп

24

Интеллектуальная
разминка

25

Разверни листок

26
27

От секунды до столетия

28

Числовые головоломки

29
30

Конкурс смекалки
Это было в старину

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка
выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без
скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками
действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, ... , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах
1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление».
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24
(30) тремя одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140;
второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый —
прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются.
Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 +
150= 670
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по выбранному маршруту, например
«Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи
на доказательство: найти цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит
за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что
успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за
сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте
своих родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок,

31
32
33
34

Математические
фокусы
Энциклопедия
математических
развлечений
Математический
лабиринт

верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на
однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные
журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Итого: 34 ч
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
Итого

1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».