Положение
о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (далее - Положение)
является локальным актом МАОУ СОШ №3 (далее – Учреждение), регулирующим
порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся. Данное положение регулирует правила проведения промежуточной
аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по
различным предметам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации",
приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовтаельным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»,
письмом Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по системе
оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования»),
Уставом МАОУ СОШ № 3.
1.3. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:
- Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных
достижений учащихся в цифрах и баллах;
- Оценка – это процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов
планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень
развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие достижения
учебника;
- Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний, умений, навыков
учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях и после изучения логически
завершенной части учебного материала (темы, раздела) в соответствии с учебной
программой;
- Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения
содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее
изучения.
1.4. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний
учеников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта,
обеспечение объективной оценки знаний каждого обучающегося.
1.5. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью
внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество
образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям
учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю)
образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом
(индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы.
1.7. В Учреждении установлена 5-балльная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - плохо.
«5» - обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной
сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не
затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные
знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
письменные работы выполняет уверенно и аккуратно.
«4» - обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного
уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя;
умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается
серьезных ошибок; легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя; в письменных работах делает незначительные ошибки.
«3» - обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но
испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует
дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы
наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы;
допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую
сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий.
«2»- обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. у
ученика нет представлений об изучаемом материале, большая часть обязательного уровня
учебных программ не усвоена.
«1» - обучающийся не имеет представлений об изучаемом материале, большая часть
обязательного уровня учебных программ не усвоена; отказ от выполнения задания.
1.8. Формами проведения промежуточной аттестации являются:
- годовая оценка;
- итоговая комплексная работа в 1-3 классах;
- всероссийский проверочные работы (ВПР) в 4-8 классах;
- итоговое собеседование по русскому языку по образовательной программе основного
общего образования, являющееся допуском обучающегося на уровне основного общего
образования к государственной итоговой аттестации;
- итоговое сочинение (изложение) по образовательной программе среднего общего
образования, являющееся допуском обучающегося на уровне среднего общего образования
к государственной итоговой аттестации.
2. Система оценки достижения планируемых результатов
2.1. На всех уровнях образования система оценивания включает различные формы оценки,
которые можно условно разделить на две большие группы - внутреннее (внутришкольное)
оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей
достижения обучающимися образовательных результатов.
2.2. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса
обучения в классе по учебным предметам и включает:
текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую
учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля,
учебного периода и пр.;
промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации
обучающихся по предмету (предметам), которая проводится по итогам учебного года или
иного учебного периода (четверть, полугодие);
стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности
обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества
образования;
комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения
обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.
2.3.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам
обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий
оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.4.
К процедурам внешней оценки относятся:
государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и
среднего общего образования);
всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки
качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в
Российской Федерации;
мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального
уровней.
2.5.
Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС общего
образования, а также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва
между ними, объединяет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных
результатов обучающихся.
2.6.
Основными функциями оценки являются ориентация образовательного процесса
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным
процессом.
2.7.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы соответствующего общего образования предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
2.8.
Особенности оценки предметных результатов:
- Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих
результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса —
учебных предметов.
- Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися.
- Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а
могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
2.9.
Уровни достижений обучающихся:
2.9.1.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует
освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных
задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на
следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка
«удовлетворительно» (или отметка «3»). Превышение базового уровня свидетельствует об
усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяются
следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка
«5»).
2.9.2.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте
освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и
сформированностью интересов к данной предметной области.
2.9.3.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже
базового, выделяются также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений)
фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания
предмета.
2.9.3.1. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии
систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины
планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются
значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся
может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся
требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и
оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
2.9.3.2. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о
наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение
практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений,
требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию
мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию
значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать
основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
2.10.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Объектом оценки
личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные
действия, включаемые в три основных блока: самоопределение, смыслоообразование,
морально-этическая ориентация.
Оценка личностных результатов образовательной
деятельности осуществляется в ходе внешних мониторинговых исследований в соответствии с
Программой мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий.
2.11.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня,
представленных
в
разделах
«регулятивные
универсальные
учебные
действия»,
«Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные
учебные действия». Оценка достижения метапредметных результатов образовательной
деятельности осуществляется в ходе различных процедур (наблюдение, анкетирование,
тестирование, комплексные работы на межпредметной основе, итоговые проверочные работы и
т.д.) в соответствии с Программой мониторинга уровня сформированности универсальных
учебных действий.
2.12.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и
Иные формы учета достижений
методы контроля
текущая аттестация итоговая аттестация урочная
внеурочная
(четверть, год)
деятельность
деятельность
1) устный опрос;
1)
диагностическая
анализ
1) участие в
2)письменная
контрольная
работа
динамики
выставках,
самостоятельная
(ВПР);
текущей
конкурсах,
работа;
2) диктанты;
успеваемости
соревнованиях
3) диктант;
3) изложение;
разных уровней;
4)контрольное
4) контроль техники
2) активность в
списывание;
чтения;
проектах и
5) тестовые задания;
5)итоговая комплексная
программах
6)графическая работа;
контрольная работа
внеурочной
6) изложение;
деятельности;
7) доклад;
3) творческий отчет
8)творческая работа
3. Текущий контроль успеваемости обучающихся
3.1. Текущей аттестации подлежат учащиеся 2 – 11 классов.
3.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания.
3.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о
результатах обучения.
3.4. Текущий контроль и фиксация его результатов в журнале учета успеваемости
осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть основной
образовательной программы.
3.5. Результаты текущего контроля фиксируются в виде текущей оценки.
3.6. Объектом текущей оценки являются планируемые результаты, этапы освоения которых
зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
3.7. Основным предметом текущей оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с
использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также
компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности.
3.8. Текущая оценка может быть формирующей и диагностической. Формирующая оценка
поддерживает и направляет усилия обучающегося, включает его в самостоятельную оценочную
деятельность. Диагностическая текущая оценка способствует выявлению и осознанию
педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
3.9. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки с учетом
особенностей учебного предмета (Приложение 1).
3.10. Критерии отметки текущего контроля успеваемости по каждому предмету отражаются
в рабочей программе педагога.
3.11. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к
следующему уроку, за исключением отметок за творческие работы и отметок за сочинение в 1011 классах – не позднее чем через неделю после их проведения.
3.12. Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяется
рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых результатов освоения
соответствующей общеобразовательной программы с учетом требований: оценочные
процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели проводятся не чаще 1 раза в 2,5
недели, время, затрачиваемое на контрольные работы - не более 10% от общего количества
часов по предмету.
3.13. В случае пропусков уроков ответственность за прохождение пропущенного учебного
материала возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей). При этом
Учреждение создает условия для ликвидации пробелов в знаниях учащихся: проведение
индивидуальных консультаций.
3.14. Учащиеся, не способные заниматься физическими упражнениями на уроке (имеющие
освобождение), должны находиться во время урока физической культуры в спортивном зале
(или в читальном зале библиотеки) и заниматься теоретической подготовкой по предмету,
возможность которого обеспечивает учитель физической культуры. В данном случае работа
ученика на уроке оценивается за выполнение заданий, связанных с теоретической подготовкой.
3.15. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной текущей отметкой по
предмету, родителями (законными представителями) подается письменное заявление
директору школы; приказом по школе создается конфликтная комиссия по данному предмету,
которая в присутствии родителей (законных представителей) учащегося определяет
соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение
комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
4. Промежуточная аттестация
4.1. Промежуточная аттестация подразделяется на:
четвертную или полугодовую аттестацию — оценка качества усвоения
учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного
предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей
аттестации;
годовую аттестацию — оценка качества усвоения учащихся всего объёма
содержания учебного предмета за учебный год.
4.2. Промежуточная аттестация осуществляется по четвертям для учащихся 2-9 классов и
по полугодиям для учащихся 10-11 классов.
4.3. Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов
письменных работ и устных ответов учащихся как среднее арифметическое всех отметок с
округлением до целого балла: до *, 4 в сторону меньшего балла и с *,5 в сторону большего
балла.
4.4. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных
общеобразовательных учреждениях, аттестуются с учетом отметок, полученных в учебных
заведениях при лечебном учреждении.
4.5. Для объективной аттестации учащихся за четверть необходимо не менее трех отметок
при одно-двухчасовой учебной нагрузке по предмету и не менее пяти при учебной нагрузке
более двух часов в неделю.
4.6. Обучающимся,
пропустившим
60%
и
более
учебных
занятий
в
течение четверти и имеющим менее 3 текущих оценок делается запись н/а (не аттестован).
4.7. Промежуточная аттестация для обучающихся 1-х классов проводится в виде итоговой
комплексной работы (безотметочно). Результаты и динамика образовательных достижений
каждого обучающегося фиксируются в Листе индивидуальных достижений (Приложение 2).
4.8. Промежуточная аттестация для обучающихся 2-9 классов проводится в форме учета
результатов текущего контроля по четвертям (с учетом результатов за итоговую комплексную
работу в 2-3 классах и отметок за ВПР в 4-8) и фиксируется в виде годовой отметки.
4.9. Промежуточная аттестация для обучающихся 10-11 классов проводится в форме учета
результатов текущего контроля по полугодиям и фиксируется в виде годовой отметки.
4.10. Годовая оценка выставляется на основе аттестации учащихся 2-9 классах по четвертям
и учащихся 10-11 классов по полугодиям как среднее арифметическое с округлением до целого
балла до *,4 в меньшую сторону, с *,6 в большую сторону.
4.11. В случае спорной ситуации (*,5) решающей является отметка:
- за IV четверть для учащихся 2-9 классов,
- за II полугодие для учащихся 10-11 классов.
4.12. Годовая оценка представляет собой результат четвертной/полугодовой аттестации в
случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок
одной четверти/полугодия либо среднее арифметическое результатов четвертных/полугодовых
аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался
обучающимся в срок более одной четверти/полугодия.
5. Сроки проведения промежуточной аттестации
5.1. Отметки по итогам четверти/полугодия и учебного года выставляются педагогами не
позднее дня предшествующему окончанию четверти/полугодия, учебного года.
5.2. Итоговые комплексные работы в 1-3 классах проводятся в 4 четверти.
5.3. Всероссийские проверочные работы как форма промежуточной аттестации проводятся в
сроки, устанавливаемые Рособрнадзором.
5.2. Итоговое собеседование по русскому языку по образовательной программе основного
общего образования проводится в сроки, установленные Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования в действующей редакции.
5.3. Итоговое сочинение (изложение) по образовательной программе среднего общего
образования проводится в сроки, установленные Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в
действующей редакции.
5.4. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях Педагогического совета.
6. Перевод обучающихся в следующий класс
6.1. Учащиеся, успешно освоившие в полном объеме соответствующую образовательную
программу учебного года, решением педагогического совета переводятся в следующий
класс.
6.2. Неудовлетворительные результаты годовой промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы признаются академической задолженностью.
6.3. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность
переводятся в следующий класс условно.
6.4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Ответственность за
ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного
года возлагается на их родителей (законных представителей). Учреждение создает условия
обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечивает контроль за
своевременностью ее ликвидации.
6.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
6.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану.
6.8. Классные руководители в письменном виде (под роспись) сообщают родителям учащихся
об имеющихся академических задолженностях по итогам учебного года.
7. Порядок организации ликвидации академической задолженности
7.1. Решение об условном переводе учащегося принимается педагогическим советом. В
классном журнале и личном деле учащегося выставляются все годовые отметки (в том
числе и неудовлетворительные), делается запись «переведен условно».
7.2. Решение педагогического совета об условном переводе (с указанием имеющихся
академических задолженностях) доводится до сведения родителей в письменном виде под
подпись в соответствии с формой (Приложение 3).
7.3. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам не более двух
раз в сроки, определяемые учреждением, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни
обучающегося.
7.4. Устанавливаются следующие сроки ликвидации академической задолженности:
- для обучающихся 4, 9 классов – с 1 июня по 31 августа текущего календарного года;
- для обучающихся 2-3, 5-8, 10 классов – с 5 по 30 сентября текущего календарного года
7.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе разрабатывает
график
ликвидации академической задолженности, который утверждается приказом. Форму
ликвидации академической задолженности определяет учитель с учетом уровня
подготовки обучающегося, его индивидуальных особенностей, содержания учебного
материала и используемых им образовательных технологий.
7.6. Классный руководитель в письменной форме доводит до сведения родителей (законных
представителей) график ликвидации академической задолженности.
7.7. В день проведения промежуточной аттестации учителем-предметником оформляется
протокол (Приложение 4), в котором отражается результат промежуточной аттестации.
7.8. Педагогический совет по результатам протокола принимает решение о ликвидации (или не
ликвидации) академической задолженности, которое в течение 3-х рабочих дней в
письменной форме доводится классным руководителем до сведения родителей (законных)
представителей (Приложение 5).
7.9. В случае нарушения графика ликвидации академической задолженности (неявка)
обучающимся по уважительной причине, издается приказ о переносе сроков ликвидации
академической задолженности, к которому прилагается подтверждающий документ. В
случае нарушения графика ликвидации академической задолженности (неявка)
обучающимся без уважительной причины, задолженность считается не ликвидированной.
7.10. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз заместитель директора по УВР
составляет график ликвидации академической задолженности, который утверждается
приказом директора школы.
7.11. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз назначается комиссия, которая
состоит из 3-х человек: председатель комиссии - заместитель директора по УВР или
учитель-предметник высшей квалификационной категории, учитель, работающий с
данным учеником, ассистент (из числа учителей-предметников соответствующего
профиля).
7.12. Протокол проведения промежуточной аттестации хранится у заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.
7.13. Педагогический совет принимает решение о переводе обучающихся в следующий класс.
7.14. Директор школы на основании решения педагогического совета издает приказ о переводе
обучающихся в следующий класс.
7.15. Копия приказа вкладывается в Личное дело учащегося. В личном деле рядом с
неудовлетворительными отметками выставляются вновь полученные отметки. В классном
журнале (прошлого учебного года) рядом с неудовлетворительными отметками
выставляются вновь полученные отметки; записывается решение педагогического совета
(с указанием даты и номера протокола)
7.16. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение (в том классе, в котором был
осуществлен условный перевод в следующий класс), переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
7.17. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в
учреждении.
8. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации.
8.1. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся, имеет право:
проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников
требованиям государственного образовательного стандарта;
давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки
по предмету.
8.2. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;
оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное,
некорректное отношение.
8.3. Обучающийся имеет право проходить все формы промежуточной аттестации за
текущий учебный год в соответствии с данным Положением.
8.4. Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.
8.5. Родители (законные представители) ребенка имеют право:
знакомиться с результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок,
критериями оценивания;
обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае несогласия.
8.6. Родители (законные представители) обязаны:
соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающегося;
осуществлять контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его
промежуточной аттестации;
оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности.
9. Повторное обучение учащихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, но не прошедшие ГИА
9.1. Обучающиеся, не прошедшие ГИА-9 в установленные сроки или получившие на ГИА-9 в
дополнительный период неудовлетворительные результаты, могут пройти ГИА-9 только в
следующем календарном году. Обучающиеся, освоившие образовательные программы
основного общего образования и получившие на ГИА неудовлетворительные результаты,
по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающегося
оставляются на повторное обучение.
9.2. Учащиеся, оставленные на повторное обучение осваивают образовательную программу в
соответствии с учебным планом. Указанные обучающиеся вправе обучаться по всем
предметам с остальными девятиклассниками или по индивидуальному учебному плану.
9.3. При обучении по индивидуальному учебному плану родители (законные представители)
вправе обратиться с заявлением к директору школы с просьбой о зачтении по предметам
результатов, полученных ранее.
9.4. У обучающихся, оставленных на повторное обучение, отсутствует необходимость
повторного прохождения итогового собеседования по русскому языку как допуска к ГИА
в текущем учебном году.
9.5. По завершении повторного обучения обучающиеся проходят ГИА-9 по учебным
предметам, при сдаче которых обучающимися были получены неудовлетворительные
результаты.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 15 от 20.02.2024 г.
Изменения и дополнения рассмотрены на заседании педагогического совета
протокол № 20 от 05.06.2024 г.
Приложение 1
к положению о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
Описание форм текущего оценивания
Форма текущего
оценивания
Описание
Аудирование
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
воспринимать и понимать содержание звучащих текстов
Ведение тетради
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
соблюдать единый орфографический режим, правильность выполнения
письменных работ, соответствие их объема и содержания требованиям
Выразительное чтение Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
выразительно читать (в том числе наизусть) с соблюдением норм
литературного произношения, передавая идейно-образное содержание
текста
Географический
диктант
Форма контроля, позволяющая оценить комплексные географические
знания обучающихся
Грамматическое
задание
Форма контроля, позволяющая оценить результаты усвоения
обучающимся изучаемых грамматических явлений, умение
производить простейший языковой анализ слов и предложений
Демонстрация
техники упражнений
Форма контроля, позволяющая оценить навык обучающегося в
демонстрации упражнения наиболее рациональным и эффективным
способом, близким к эталонному
Диктант
Форма контроля, позволяющая оценить орфографические и
пунктуационные навыки обучающегося
Доклад
Форма контроля, позволяющая оценить навыки публичного
развернутого выступления обучающегося по определенному вопросу,
основанного на самостоятельно привлеченной, структурированной и
обобщенной им информации, в том числе в виде презентации
Домашнее задание
Форма контроля, при которой проверяется и оценивается умение
обучающегося самостоятельно выполнять задания на закрепление и
углубление знаний, навыков и умений, полученных на уроке
Изложение
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагать
содержание прочитанного или услышанного текста. Основными
критериями при этом являются полнота изложения, фактическая
правильность, грамотность, последовательность, логичность
Исследовательская
работа
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
проводить исследование для расширения имеющихся и получения
новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей,
обобщения и обоснования информации
Комплексная работа
Форма контроля, позволяющая оценить предметные знания и
метапредметные навыки обучающегося посредством выполнения
практических и теоретических заданий разного типа
Лабораторная работа
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
проводить изучение и исследование характеристик заданного объекта
экспериментальным методом с применением специального
оборудования
Математический
диктант
Форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося к
восприятию задания на слух и письменной фиксации решения или
ответа
Опрос
Форма контроля, позволяющая оценить в устной или письменной
форме умение обучающегося формулировать высказывание по
отдельному вопросу темы, предмета за определенный отрезок времени
Пересказ
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося устно
излагать прочитанный/прослушанный текст (правильность передачи
основного содержания текста, последовательность и полноту развития
сюжета, выразительность при характеристике образов)
Письменный ответ
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
построить развернутое письменное высказывание по предложенному
вопросу или на заданную тему. Основными критериями оценки при
этом являются полнота, аргументированность, связность и
последовательность изложения
Практическая работа
Форма контроля, позволяющая оценить уровень практических навыков
и умений обучающегося
Проект
Форма контроля, позволяющая оценить навыки проектной
деятельности обучающегося, направленной на создание итогового
продукта
Работа с картой
Форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося
распознавать объекты на карте, извлекать из карты и ее легенды
необходимую информацию
Реферат
Форма контроля, позволяющая оценить навыки поиска и анализа
информации у обучающегося, а также его способности представления
ключевых идей и формулирования выводов на их основе,
выполненного по определенным правилам оформления
Решение задач
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
выполнять действия, направленные на достижение цели, заданной в
рамках проблемной ситуации – задачи
Словарный диктант
Форма контроля, позволяющая оценить знание обучающимся слов с
непроверяемым написанием и владение навыками их правописания
Смысловое чтение
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося,
позволяющая оценить навык осознанного чтения обучающегося
(понимание текста: определение главной мысли, темы, анализ текста,
создание текстов под свои цели и задачи)
Соревнование
Форма контроля, предполагающая состязание (матч) среди
обучающихся или команд обучающихся по разным видам спорта
(спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника
состязания (матча), проводимое по утвержденному положению
(регламенту)
Сочинение
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
создавать связный текст с учетом норм языка
Списывание
Форма контроля, позволяющая оценить результаты усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности
умений и навыков (умение списывать с печатного текста, обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части
текста, выписывать ту или иную часть текста)
Творческая работа
Форма контроля, позволяющая оценить продукт творческой
деятельности обучающегося
Тест
Форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний обучающегося,
состоящая из системы тестовых заданий/вопросов
Тестирование
физических качеств
Форма контроля, предполагающая измерение или испытание,
стандартное задание, проводимое для определения и оценки уровня
физического состояния, физической подготовленности и двигательных
способностей на основе комплекса упражнений
Техника чтения
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося читать и
понимать прочитанное. Основными критериями оценки при этом
являются скорость чтения, правильность и осознанность
Устный ответ
Форма контроля, позволяющая оценить индивидуальные особенности
усвоения обучающимся учебного материала и проверить умение
строить связное, логически последовательное сообщение на заданную
тему или поставленный вопрос
Устный счет
Форма контроля, позволяющая оценить умение выполнения
обучающимся вычислений без помощи дополнительных устройств и
приспособлений
Учебное упражнение
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
самостоятельно выполнять задания на отработку конкретных
предметных умений и навыков
Чтение
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
воспринимать и понимать содержание графически зафиксированных
текстов
Экспериментальная
работа
Форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося при
выполнении опытно-поисковой работы или эксперимента
Эссе
Форма контроля, позволяющая оценить небольшой прозаический текст,
выражая собственную точку зрения о каком-либо предмете, теме,
проблеме, тексте
Формы текущего оценивания по учебным предметам, курсам, модулям
Предмет
Формы текущего контроля
Биология
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа,
лабораторная работа, опрос, практическая работа, проект,
реферат, решение задач, творческая работа, тест, устный
ответ, письменный ответ
География
Ведение тетради, географический диктант, доклад,
домашнее задание, исследовательская работа, комплексная
работа, лабораторная работа, опрос, практическая работа,
проект, работа с картой, реферат, решение задач, творческая
работа, тест, устный ответ, письменный ответ
Изобразительное искусство
Домашнее задание, опрос, тест, устный ответ, практическая
работа, учебное упражнение, творческая
работа, письменный ответ
Иностранный язык
Аудирование, диктант, домашнее задание, опрос, тест,
словарный диктант, устный ответ, учебное упражнение,
чтение, эссе
Информатика
Домашнее задание, исследовательская работа, комплексная
работа, лабораторная работа, опрос, практическая работа,
проект, реферат, решение задач, творческая работа, тест,
устный ответ
История
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа,
лабораторная работа, опрос, практическая работа, проект,
работа с картой, реферат, решение задач, творческая работа,
тест, устный ответ, письменный ответ
Литература
Выразительное чтение, доклад, домашнее задание,
изложение, исследовательская работа, комплексная работа,
опрос, письменный ответ, смысловое чтение, практическая
работа, сочинение, творческая работа, тест, техника чтения,
чтение, устный ответ, эссе
Литературное чтение
Выразительное чтение, домашнее задание, изложение,
комплексная работа, опрос, письменный ответ, сочинение,
пересказ, проект, смысловое чтение, творческая работа,
тест, техника чтения, чтение, устный ответ, письменный
ответ
Математика
Ведение тетради, математический диктант, комплексная
работа, решение задач, практическая работа, тест, устный
ответ, устный счет, учебное упражнение
Музыка
Ведение тетради, домашнее задание, исследовательская
работа, опрос, проект, реферат, творческая работа, тест,
устный ответ
Основы безопасности
жизнедеятельности
Домашнее задание, опрос, исследовательская работа,
практическая работа, проект, реферат, тест, устный ответ,
письменный ответ, соревнование
Обществознание
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа, опрос,
практическая работа, проект, реферат, решение задач,
творческая работа, тест, устный ответ
ОДНКНР
Ведение тетради, домашняя работа, исследовательская
работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ,
письменный ответ
Окружающий мир
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа,
лабораторная работа, опрос, практическая работа, проект,
работа с картой, реферат, решение задач, творческая работа,
тест, устный ответ, письменный ответ
ОРКСЭ
Ведение тетради, домашняя работа, исследовательская
работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ,
письменный ответ
Русский язык
Ведение тетради, доклад, домашнее задание, изложение,
исследовательская работа, комплексная работа, опрос,
списывание, проект, словарный диктант, сочинение,
диктант, письменный ответ, тест, устный ответ
Технология
Домашнее задание, доклад, исследовательская работа,
практическая работа, лабораторная работа, опрос, проект,
творческая работа, тест, устный ответ
Физика
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа,
лабораторная работа, опрос, практическая работа, проект,
реферат, решение задач, творческая работа, тест, устный
ответ, письменный ответ
Физическая культура
Демонстрация техники упражнений, соревнование, опрос,
устный ответ, домашнее задание, практическая работа,
проект, экспериментальная работа, тестирование
физических качеств
Химия
Ведение тетради, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комплексная работа,
лабораторная работа, опрос, практическая работа, проект,
реферат, решение задач, творческая работа, тест, устный
ответ, письменный ответ
Приложение 2
к Положению о формах, периодичности
и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
Качественная характеристика достижений учащегося 1 класса
________________________________________________
(фамилия, имя)
20__ - 20__ учебный год
Предметные результаты
Навыки чтения
Знание букв
Чтение слогов
Чтение слов
Ударение
Безошибочность чтения
Выразительность чтения
Техника чтения (норма 25-30 слов в минуту в конце года)
Понимание прочитанного
Пересказ
Чтение наизусть
Составление рассказа
Навыки письма
Знание букв
Письмо слов
Письмо предложений под диктовку
Составление предложений из слов
Списывание с печатного текста
Подбор слов к схемам
Составление схемы к слову
Письменные ответы на вопросы
Вставить нужную букву
Применение изученных правил
Вычислительные навыки
Счёт в пределах 10, 20
Знание цифр
Смысл сложения и вычитания
Знание названий компонентов действий
Увеличить на…, уменьшить на…
Математический диктант
Состав однозначного числа
Таблица сложения и вычитания
Сравнение выражений
Нахождение значений выражений
Составление верных и неверных неравенств
Решение задач
I
II
III
IV
Приложение 3
к Положению о формах, периодичности
и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
Уважаемый(ая) _________________________!
Ваш(а) сын (дочь),________________________, учащийся(аяся) ___ класса, по итогам
20__-20__ учебного года имеет неудовлетворительную отметку по _______________________,
что является академической задолженностью (ст.58 (п.2) ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
Решением педагогического совета от ______________ ______________________
(дата)
(ф.и.учащегося)
переведен(а) в ___ класс условно (в соответствии со ст. 58 (п.8) ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего
учебного года возлагается на родителей (законных представителей) (п. 26 Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г.
№ 115).
С Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, в котором прописан порядок
организации ликвидации академической задолженности (п.7), Вы можете ознакомиться на
официальном сайте школы https://mal3.uralschool.ru/ в разделе «Сведения об образовательной
организации» → «Документы» → подраздел «Локальные нормативные акты».
Заместитель директора по УВР
___________________
ОЗНАКОМЛЕН:
_______________________________________________________
Подпись, расшифровка
Приложение 4
к Положению о формах, периодичности
и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 Малышевского городского округа
ПРОТОКОЛ
промежуточной аттестации обучающегося,
имеющего академическую задолженность
по _____________________________________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________
ФИО председателя аттестационной комиссии______________________________________
ФИО учителя__________________________________________________________________
ФИО ассистента_______________________________________________________________
Дата проведения_______________________________________________________________
ФИ обучающегося_____________________________________________________________
Класс________________________________________________________________________
Оценка_______________________________________________________________________
Особое мнение комиссии по оценке ответа
Председатель_______________________________/
/
Учитель___________________________________/
/
Ассистент_________________________________/
/
Приложение 5
к Положению о формах, периодичности
и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
Уважаемая__________________________________________________!
Ваш(а) сын (дочь) ______________________________________, обучающийся(аяся)
________
класса,
ликвидировал(а)
академическую
предмету____________________________ за курс ________ класса.
задолженность
по
Решением педагогического совета от «____» __________________________ 20___ г.
________________________________________ переведен в ______________ класс.
Заместитель директора по УВР
___________________
ОЗНАКОМЛЕН:
_______________________________________________________
Подпись, расшифровка
ИЛИ
Уважаемая _____________________________________!
Ваш(а) сын (дочь),_______________________________________обучающийся(аяся)
________ класса,
не ликвидировал(а) академическую задолженность по предмету
________________________ за курс _____ класса. В соответствии со ст.58 (п.6) ФЗ РФ от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») для проведения
промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение
по индивидуальному учебному плану (п. 26 Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115)
Заместитель директора по УВР
___________________
ОЗНАКОМЛЕН:
_______________________________________________________
Подпись, расшифровка