Положение об учете обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

ПОЛОЖЕНИЕ
об учете обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
нуждающихся в педагогической поддержке
1. Общие положения и основные понятия
1.1. Настоящее положение регламентирует порядок учёта и организацию работы с
обучающимися, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в
педагогической поддержке в учреждении.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным
законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Гражданским кодексом РФ,
Семейным кодексом РФ.
1.3. Учету подлежат обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации и
нуждающиеся в педагогической поддержке:
 дети, оставшиеся без попечения родителей
 дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии
 дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий
 дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
 дети, оказавшиеся в экстремальных условиях (дети, получившие психологическую
травму, приведшую к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР))
 дети - жертвы насилия (в т.ч. в семье)
 дети, проживающие в малоимущих семьях
 дети с отклонениями в поведении (дети, состоящие на учете ТКДН и ЗП, ОДН,
внутришкольном учете, состоящие на контроле школьного психолого-медикопедагогического консилиума (ПМПК))
 дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно
или с помощью семьи (Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном
положении, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение
или
антиобщественные
действия.
Несовершеннолетний,
проживающий в «семье, находящаяся в социально опасном положении» - семье,
имеющей детей, находящихся в социально опасном положении, а также семье, где
родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними), в семье, нуждающейся в
контроле со стороны органов профилактики, в семьях, где родители, употребляющие
алкоголь и наркотики, один из родителей находится в местах лишения свободы,
состоят на учете в КДН, больны).
2. Цели и задачи учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке
2.1.Целью учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке является раннее выявление социального
неблагополучия несовершеннолетних и оказания им социально-психологической и
педагогической помощи для получения образования и предотвращения совершения
противоправных действий.
2.2.Задачи:
2.2.1. Способствовать получению несовершеннолетними основного общего
образования и дальнейшему определению.

2.2.2. Сохранение психологического, психического, физического и социального
здоровья обучающихся.
2.2.3. Защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов во всех
сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.
2.2.4. Выявление и устранение причин, условий, способствующих нахождению
несовершеннолетних в социально опасном положении, совершению
правонарушений и т.п.
2.2.5. Разработка и реализация мер по социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке.
2.2.6. Организация занятости обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке во внеурочное
время.
3. Организация работы с обучающимися, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке
3.1.Ежегодно разрабатывается план работы с обучающимися, находящихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке рассматривается на
Совете по профилактике и утверждается директором учреждения.
3.2.План работы включает работу всех специалистов учреждения в соответствии со
своими полномочиями.
3.3.Классный руководитель:
3.3.1. При организации работы с обучающимися, находящихся в трудной жизненной
ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке классный руководитель
взаимодействует со всеми школьными структурами и специалистами (директором
школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности,
заместителями директора по воспитательной работе и учебно-воспитательной
работе, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями-предметниками,
родительскими комитетами и т. п.).
3.3.2. Изучает первичную информации об учащихся классного коллектива (личные дела
учащихся, результаты медицинского обследования, психолого-педагогические
характеристики, результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий,
результаты диагностирования педагога-психолога, жизнедеятельность учащихся
вне школы, состоят ли учащиеся на внутришкольном учете, когда и почему были
поставлены на него;
3.3.3. Изучает, в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.
3.3.4. Составляет социальную карту класса;
3.3.5. Планирует воспитательную деятельность в классном коллективе с учетом форм и
методов работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и
нуждающимися в педагогической поддержке, учитывая взаимодействие со
специалистами школы.
3.3.6. Сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана
воспитательной деятельности с учащимися находящимися в трудной жизненной
ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке, подводит итоги за
определенный период времени. Сведения о выявлении обучающихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке
направляются социальному педагогу, педагогу-психологу и заместителю директора
по ВР.
3.4. Социальный педагог:
3.4.1. На основании банка данных классных руководителей формирует общий банк
данных по школе учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке.
3.4.2. Планирует работу с учащимися и семьями, состоящими на учете, включая
взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.

3.4.3. Изучает
с
педагогом-психологом
медико-психологические,
возрастные,
личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе,
поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре
личности ребенка.
3.4.4. Изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо
систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы
помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из
неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными
социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.
3.4.5. Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с
обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в
педагогической поддержке за определенный период (срок устанавливает
администрация образовательного учреждения).
3.5. Педагог – психолог:
3.5.1. Проводит диагностирование обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке.
3.5.2. Проводит индивидуальное и групповое консультирование обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической
поддержке, их родителей (иных законных представителей), педагогов по проблемам,
входящим в рамки его профессиональной компетенции;
3.5.3. Проводит индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми,
родителями (иными законными представителями), педагогами;
3.5.4. Осуществляет психологическое сопровождение обучающихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке,
родителей (иных законных представителей), педагогов;
3.5.5. Принимает участие в планировании работы с обучающимися, находящимися в
трудной жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке;
3.5.6. Разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию
педагогического коллектива с несовершеннолетними и семьями, состоящими на
учете.
3.6. Заместитель директора по воспитательной работе:
3.6.1. Составляет план мероприятий по работе с обучающимися, находящимися в
трудной жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке
совместно со специалистами школы.
3.6.2. Контролирует этапы работы классного руководителя с учащимися, находящимися
в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке.
3.6.3. Координирует взаимодействие всех специалистов, работающих с обучающимися,
находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической
поддержке.
4. Порядок постановки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке на учет
4.1.Основанием для постановки на учет может служить:
 информация из ПДН, протоколы об административном правонарушении, докладная
классного руководителя, ряд докладных от нескольких педагогов, докладная записка
на имя руководителя учреждения от инспектора полиции, закреплённого за школой,
сообщение родителей (законных представителей), соседей и др. об отклоняющемся
поведении детей (совершение преступления, совершение общественно опасного
деяния (ООД), совершение правонарушения (административное)), употребление
алкогольных напитков и других психоактивных веществ (ПАВ) детьми
(подростками), систематическое нарушение дисциплины, сквернословие, драки,
буллинг, пропуски занятий без уважительной причины (от 20 -30 % учебного
времени);
 постановление ТКДНиЗП о снятии с учета СОП обучающихся, прошедших курс
реабилитационных мероприятий (снятие статуса «СОП»);

 заключение
ПМПК учреждения, педагога - психолога, районной ПМПК о
нарушениях в психическом, эмоционально-личностном развитии ребенка;
 сообщение ребёнка, других детей, докладная классного руководителя, воспитателя,
фельдшера образовательной организации, родственников, соседей о применении
неконструктивных методов воспитания в семье (вербальная агрессия, физическая
агрессия), об употреблении одним из родителей ПАВ, наличие в семье скандалов,
конфликтов, об отсутствии работы у обоих родителей;
 согласованные списки обучающихся, состоящих на разных видах учета в
учреждениях системы профилактики, медицинских учреждениях.
4.2. Решение о постановке обучающихся на учёт принимается на Совете по
профилактике правонарушений учреждения.
4.3. В начале каждого учебного года составляются списки обучающихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в педагогической поддержке.
4.4.Промежуточные результаты работы с обучающимися, находящимися в трудной
жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке рассматриваются
на заседании Совета по профилактике 1 раз в полугодие, в соответствии с этим
принимается решение о продолжении работы с обучающимся, либо о снятии с учета.
5. Порядок снятия с учёта обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в педагогической поддержке
5.1. Основанием для снятия с учета является:
 решение заседания психолого-медико-педагогического консилиума учреждения об
успешном завершении коррекционной работы;
 постановление ТКДНиЗП о снятии с учета;
 перевод ребёнка в другую образовательную организацию или завершение обучения
 смена места жительства;
 постановление КДНиЗП о разрешении на трудоустройство;
 совершеннолетие.
5.2.Решение о снятия обучающихся с учёта принимается на Совете по профилактике
учреждения при успешном завершении коррекционной работы и при наличии
положительной характеристики классного руководителя.
5.3.Решение о снятии с учёта доводится до несовершеннолетнего и его родителей.
6. Отчётность и контроль
6.1.Для учета работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и
нуждающимися в педагогической поддержке ведется карта учета индивидуальной
работы (Приложение № 1).
6.2.Список обучающихся, находящихся в «группе риска» находится у зам. директора по ВР
и социального педагога.
6.3.Ежемесячно классный руководитель и ответственные специалисты включают сведения
о проделанной работе с обучающимся, находящимися в трудной жизненной ситуации и
нуждающимися в педагогической поддержке и его семьей в карту индивидуальной
работы.
6.4.Карты учета индивидуальной работы с обучающимися, находящимися в трудной
жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке хранятся у зам.
директора по ВР.
6.5.В конце учебного года проводится анализ работы с обучающимися, находящимися в
трудной жизненной ситуации и нуждающимися в педагогической поддержке.
принято на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 30.08.2018 г.)

Приложение № 1
Карта учета индивидуальной
работы с обучающимся «находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в
педагогической поддержке»
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Место жительства_____________________________________________________________
Место учебы (школа, класс)_____________________________________________________
Классный руководитель________________________________________________________
Основания нахождения обучающиеся в «группе риска»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата постановки на учет________________________________________________________
Снятие с учёта ________________________________________________________________
Характеристика семьи обучающегося (ФИО родителей, место работы, статус семьи)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мероприятия с обучающимся
Дата
Специалист
Проведенная работа (описание ситуации,
проведения (ФИО,
причины проведения и т.п.)
должность)

Подпись
специалиста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».